В июне импорт новых китайских легковых автомобилей в Россию достиг 76%
Доля Китая в импорте новых легковых автомобилей достигла почти 76% в июне 2023 года, утверждает аналитическое агентство «Автостат», 26 июля сообщает РБК.
«Официальные поставки автомобилей на наш рынок осуществляют лишь китайские производители», — говорит представитель агентства.
Потенциальное решение Японии запретить поставки в Россию подержанных автомобилей влияет на рынок в России.
Кроме того, экспорт грузовых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года вырос в 3,6 раза до $1,68 млрд (по сравнению с $464 млн (42 млрд руб.) за тот же период годом ранее), утверждают сведения из таможенной статистики КНР.
«Китайские грузовики стремительно расширяют свое присутствие на российском рынке, сумев быстро заместить ушедшую из-за санкций „большую европейскую семерку“ (DAF, Iveco, MAN, Volvo, Renault, Scania, Mercedes — прим. ИА Красная Весна). По сообщениям автодилеров, экспансия грузовых автомобилей из Китая на российском рынке связана как с недостаточным предложением грузовиков отечественных марок, так и с отдельными конкурентными преимуществами китайской продукции», — говорится в июльском докладе Банка России.
Китай с большой скоростью увеличил долю на рынке тракторов и дорожно-строительной техники в России. Так, поставки тракторов из КНР в январе—июне достигли $1,63 млрд (145 млрд руб.), что в 23 раза больше среднего показателя за тот же период 2022 года ($70 млн (6,3 млрд руб.)), следует из данных Главного таможенного управления КНР. Китайский экспорт бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, экскаваторов вырос в три раза до $1,5 млрд (по сравнению с $475 млн (43 млрд руб.) за тот же период годом ранее).
Рост поставок китайских легковых автомобилей в Россию (в шесть раз, согласно статистике КНР) может быть связан с низкой базой 2022 года, когда их доля на рынке была невелика, рассуждает начальник аналитического центра «АСМ-холдинг» Василий Сеин. С его слов, сейчас доля китайских производителей на российском рынке составляет 40% (общие продажи, включая импорт и российские марки), а к концу 2023 года она может увеличиться до 50–60%, если АвтоВАЗ выполнит свой план по производству 400 тыс. автомобилей за этот год.
«И это явно не предел. Сейчас не предвидится улучшений отношений России с Западом, западные производители в ближайшее время не собираются вернуться на российский рынок. К тому же в России уже есть несколько производств автомобилей китайских марок („Автотор“, Haval, Sollers) и ряд производств российских марок, в основе которых лежат автомобили китайских компаний», — указывает Сеин. С учетом таких «скрытых» партнерств общая доля китайских производителей в России может увеличиться до 80%, говорит он.
Многие зарубежные поставки в Россию сокращены или требуют сложной логистики, а импорт из Китая устраивает российских потребителей для уравновешивания спроса и предложения, считает аналитик по автопрому Владимир Беспалов.
«На российском рынке по-прежнему сохраняется дефицит предложения, поэтому возможности для дальнейшего роста импорта есть. Но в среднесрочной перспективе, по мере того как будут запускаться или перезапускаться производства автомобилей в России, правительство будет создавать условия для развития именно локальных проектов», — сказал эксперт.