ОНФ: российские власти не могут точно посчитать аварийное жилье
Прозрачные механизмы учета аварийного жилья отсутствуют в России, считают в центре Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) «Народная экспертиза», 5 ноября сообщают «Известия».
Общественниками были выявлены несоответствия в итоговых показателях на различных официальных порталах, аккумулирующих статистические данные о жилищном фонде в России.
Нестыковки в официальных данных были выявлены путем сопоставления информации, размещенной на сайтах Росстата, Государственной информсистемы ЖКХ и сайта реформы ЖКХ. Все эти ресурсы по разному оценивают общее количество жилищного фонда в нашей стране. Так, Росстат указывает, что в России около двух миллионов многоквартирных домов (2 125 211). По данным ГИС ЖКХ таких домов чуть больше полутора миллионов (1 586 048). Портал реформы ЖКХ выдает еще меньшую цифру — чуть больше миллиона домов (1 009 696).
Столь существенный разброс в цифрах представители Минстроя объясняют тем, что в законодательстве отсутствуют четкие критерии отнесения жилой постройки к многоквартирному дому. Именно в несовершенстве законодательства, по их мнению, кроются статистические несоответствия. Министерство планирует для исправления ситуации в этой части внести законодательные поправки, уточняющие понятие многоквартирного дома.
Однако наиболее болезненной проблемой является разница в статданных по количеству аварийного жилья в России. Ведь без его досконального учета невозможны эффективные государственные меры по улучшению жилищных условий российских граждан.
В частности, количество аварийного жилья сайт ГИС ЖКХ оценивает в 18 тысяч 50 домов, в то время как на сайте реформы ЖКХ признанных аварийными только после 1 января 2012 года насчитывается более 40 тысяч домов.
Глава центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков отметил, что подобная разница вызвана прежде всего отсутствием централизованной схемы сбора и учета статданных.
В то же время, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты России Игорь Шпектор считает, что данные изначально занижаются властями на местах. Дело в том, что в случае признания жилья аварийным муниципальные власти обязаны заняться расселением его жильцов, а это порой затруднительно. В итоге чиновники находят самый простой способ — не признавать жилье аварийным до последнего, минимизируя тем самым, нагрузки на местный бюджет.
Напомним, что после избрания Владимира Путина на пост Президента России, он в рамках так называемых «майских указов» дал поручение Правительству обеспечить переселение граждан из домов, признанных аварийными на 1 января 2012 года.
Переселение планировалось завершить к 1 сентября 2017 года. Причем, затраты на переселение должны были составить более 400 млрд. рублей.
Проблема увеличения количества аварийного жилья в России встает перед страной все острее. Поскольку большая часть жилищного фонда построена еще в советское время и в постсоветскую эпоху в капитальный ремонт таких зданий не осуществлялось практически никаких вложений, степень их износа приближается к критической.
Проблема также заключается еще и в том, что до изменений жилищного законодательства, когда капремонт обязано было осуществлять государство, оно эти функции, во-многом, игнорировало. После возложения обязанности капремонта на жильцов, во многих старых домах возникла патовая ситуация, при которой запущенное в прошлые годы жилье стало практически невозможно исправить за счет только средств самих жильцов.
Позитивное решение государством проблемы аварийного жилья может решить одну из острых социльных проблем в современной России.