«Убыл по приговору» — в Белоруссии применили высшую меру наказания

Изображение: Петр Данилов © Красная Весна
Пистолет
Пистолет

Высшая мера наказания в виде расстрела применена в отношении преступника Александра Жильникова по приговору Белорусского суда. Об этом 13 июня сообщает правозащитная организация «Весна».

В сообщении говорится, что Александр Жильников обвинялся в трех убийствах. Как стало известно, адвокат Жильникова занималась оформлением жалобы Генеральному прокурору Белоруссии, для чего прибыла в СИЗО № 1, где ей и сообщили, что приговор в отношении ее подопечного приведен в исполнение.

При этом нет информации о приведении в исполнение приговора в отношении подельника Жильникова — Вячеслава Сухарко, с которым они совместно убили трех человек. Сообщается, что по сложившейся практике, приговоры фигурантов одного дела приводят в исполнение в одно время.

Напомним, Белоруссия, как единственная в Европе страна, в которой применяется смертная казнь, подвергается критике со стороны европейских стран. При этом опросы общественного мнения, проводимые в самой Белоруссии, не показывают однозначного желания граждан отказаться от смертной казни для преступников, совершивших особо тяжкие преступления.

По опубликованным данным, количество приводимых в исполнение смертных приговоров в Белоруссии неуклонно сокращается с 20 в 1990 году до 2-х в 2018 году.

Комментарий редакции

Аргументы сторонников и противников смертной казни хорошо известны. Первые говорят о принципе возмездия за содеянное и о том, что смертная казнь в принципе исключает возможность рецидива в случае, например, побега или амнистии заключенного.

Противники смертной казни говорят о том, что казнь преступника никак не влияет на причины преступления и лишь увеличивает агрессию в обществе в целом, присоединяя к насилию, чинимому гражданами, насилие государственное. Кроме того, говорится о неизбежных судебных ошибках, которые в случае применения смертной казни становятся необратимыми. 
Есть и другие аргументы у каждой из сторон, и к единому мнению в споре так и не пришли.

С другой точкой зрения на проблему смертной казни выступил лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян, заявив о том, что наличие или отсутствие смертной казни соответствует модели общества. Смертную казнь не отменяют в странах, по-прежнему пытающихся идти путем модерна — в США, Азии, а отменяют там, где полностью перешли на рельсы постмодерна — в Европе.

«Нам пора все-таки системно принять для себя решение. Мы вот в этом европейском мире с его ценностями, с его размягченностью… или мы в другом мире — китайском, американском. Мы в каком из этих двух миров находимся? Потому, что, когда мы поймем, в каком мы из миров, мы системно должны все под это подбить», — сказал Сергей Кургинян во время эфира на телеканале «Россия-1».

Кроме того, Сергей Кургинян отметил, что Россия отказалась от смертной казни в связи с требованиями Совета Европы, а теперь, когда надежды на вхождение в Европу исчезли, стоит снять с себя бессмысленные обязательства.

В этой связи сохранение института смертной казни в Белоруссии, несмотря на давление ЕС говорит о том, что Белоруссия продолжает придерживаться на государственном уровне ценностей модерна.