Глава МИД Чехии отверг предложения России по созданию гарантий безопасности
Министр иностранных дел Чехии Ян Липавский отверг российские предложения о юридически обязательных гарантиях безопасности в качестве отправной точки в переговорах о формировании гарантий безопасности в Европе. Об этом пресс-служба заявила 7 января на сайте ведомства.
«Чешский министр Ян Липавский подчеркнул необходимость деэскалации России в качестве условия для любых существенных переговоров. Он отверг российские предложения о юридически обязательных гарантиях безопасности в качестве отправной точки для переговоров. НАТО должна выдвинуть свои собственные требования и [описать] путь вперед. Он также подчеркнул право всех стран решать свое собственное будущее и напомнил об Основополагающем акте Россия-НАТО, который отвергает сферы влияния, ограничивающие суверенитет любого государств», — говорится в документе.
В сообщении утверждается, что внеочередная встреча министров стран-членов НАТО была посвящена эскалации ситуации на украинских границах.
Участвующие в совещании министры, утверждает пресс-служба, пришли к выводу о необходимости препятствовать «возможной российской агрессии».
Собравшиеся руководители внешнеполитических ведомств заявили о желании поддержать безопасность и суверенитет Украины, а также укрепить безопасность союзников в случае, «если ситуация будет продолжать обостряться или если возникнет открытый военный конфликт».
15 декабря российский МИД передал помощнику руководителя дипломатического ведомства США проекты договора Россия — США и Соглашения Россия — НАТО, в которых Россия описала условия, гарантирующие соблюдения мира и безопасности в Европе.
17 декабря проект соответствующего документа получили руководители внешнеполитических ведомств стран-членов НАТО. В этот же день МИД России опубликовал проекты документов.
Россия считает, что возврат к ситуации 1997 года обеспечит мир в Европе. С тех пор НАТО приняло в свою организацию множество стран, образовавшихся в результате развала стран-членов СЭВ, придвинуло к российским границам свои базы и ракетные комплексы. Эти меры прямым образом нарушили слова государственного секретаря США Джеймса Бейкера, произнесенные Михаилу Горбачеву 9 февраля 1990 года.
Во время переговоров по поводу объединения Германии Бейкер заявил, что «НАТО — это механизм для обеспечения американского присутствия в Европе. Если НАТО ликвидировать, в Европе не будет такого механизма. Мы понимаем, что не только для Советского Союза, но и для других европейских стран важно иметь гарантии того, что, если США сохранит свое присутствие в Германии в рамках НАТО, ни дюйма существующей военной юрисдикции НАТО не распространится в восточном направлении. Мы считаем, что консультации и дискуссии в рамках механизма „два плюс четыре“ должны гарантировать, что объединение Германии не приведет к расширению военной организации НАТО на восток».
На Западе принято считать, что ускользание от фиксации данного заявления в юридических документах является индульгенцией для любых нарушений произнесенного слова.
В России какое-то время смотрели сквозь пальцы на возню, в ходе которой мало-помалу к российским границам приближались военные базы НАТО, на которых поначалу размещались почти гражданские службы, затем — подразделения тылового и технического обеспечения, затем — какие-то ничтожные контингенты военных специалистов.
В свете накопившегося недовольства со стороны европейских партнеров и различных заявлений, произносимых публично официальными лицами, а также предпринимаемых ими по отношению к нам мер, Россия предложила закрыть вопрос, зафиксировав юридически данные когда-то ключевые обещания и привести фактическую ситуацию в соответствие с соглашениями на бумаге.