Ученые оценили экономию земли при более интенсивном сельском хозяйстве
Площадь земель, которые можно было бы сохранить во всем мире за счет более эффективного ведения сельского хозяйства, и экономический эффект, который это могло бы принести, оценили ученые из Мюнхенского университета Людвига Максимилиана (LMU). 23 февраля результаты исследования опубликованы на портале ScienceDaily.
С ростом глобального спроса на сельскохозяйственные товары для использования в качестве продуктов питания, кормов и биоэнергии увеличивается нагрузка на землю. В то же время земля является важным ресурсом для решения основных проблем XXI века.
Одним из решений этого конфликта может быть повышение производительности сельского хозяйства и, таким образом, сокращение необходимых пахотных земель. В междисциплинарном исследовании, основанном на модели, географы LMU Джулия Шнайдер и доктор Флориан Забель вместе с исследователями из университетов Базеля и Хоэнхайма проанализировали, сколько земельных площадей можно было бы сохранить во всем мире за счет более эффективных методов производства.
Как сообщают авторы, их моделирование показало, что при оптимизированных условиях можно сохранить почти половину нынешних пахотных земель. В результате повышения эффективности цены на сельскохозяйственную продукцию снизятся во всех регионах, а мировое производство сельскохозяйственной продукции увеличится на 2,8%.
«Отправной точкой для нашей работы послужили текущие научные дебаты о том, что лучше для защиты биоразнообразия: более экстенсивное культивирование на большей площади или более интенсивное на меньшей площади, со всеми соответствующими плюсами и минусами», — говорит Шнайдер.
«В этом контексте нас интересовал реальный потенциал вывода земли из сельскохозяйственного производства и какой экономический эффект будет иметь реализация такой экономии земли», — добавил он.
Авторы пришли к общему выводу, что в этих условиях текущие мировые потребности в пахотных землях могут быть сокращены на 37-48%. На региональном уровне потенциал экономии земли различается: например, в Европе и Северной Америке потенциал экономии земли невелик, поскольку сельское хозяйство уже сильно индустриализировано, а степень интенсификации очень высока.
«В зависимости от установленной системы земледелия в некоторых случаях почти достигаются максимально возможные урожаи», — говорит соавтор Забель.
«Напротив, в таких регионах, как Африка к югу от Сахары, текущие урожаи в основном намного ниже того, что было бы возможно исходя из местных условий окружающей среды и оптимизированных методов ведения сельского хозяйства», — добавил ученый.
Согласно моделированию, это также имеет место в Индии и некоторых частях Латинской Америки, хотя и в несколько меньшей степени, чем в странах Африки к югу от Сахары. Таким образом, более эффективное производство может привести к значительному потенциалу экономии земли в этих регионах.
Что касается отдельных культур, исследователи выявили особенно большой потенциал экономии земли прежде всего для зерновых, таких как сорго и просо, которые в настоящее время в основном выращиваются мелкими фермерами в регионах с большим разрывом в урожайности. Однако для товарных культур, таких как масличная пальма или сахарный тростник, которые уже выращиваются очень интенсивно, модель показала небольшой потенциал экономии земли.