Художник из Англии составила серию карт «ландшафты запахов» разных городов

Изображение: Ляшко Юрий © ИА Красная Весна
Голландия сад Кюкенкоф цветы
Голландия сад Кюкенкоф цветы

Исследователь доктор Кейт Маклин создала серию карт, отражающих «ландшафты запахов» различных городов. Архитектор Мария-Кристина Флориан представила обзор её работы 27 июля на портале ArchDaily.

Ниже представлен перевод статьи Флориан о работе художника и руководителя курса графического дизайна в Школе архитектуры Кентского университета в Великобритании Кейт Маклин.

Каждый город — это сложная среда, объединяющая людей, культуры, архитектуру, торговлю и даже природу. При знакомстве с городом большое внимание уделяется его внешнему виду, но внешний вид — это еще не все.

Теория сенсорного дизайна направлена на то, чтобы выйти за рамки видения и исследовать богатство искусственной среды с помощью текстур, запахов и звуков. Для городских чиновников и планировщиков большое внимание обычно уделяется тому, как выглядит и звучит город, но с точки зрения запаха основное внимание уделяется обращению с отходами или уборке антисанитарных зон.

Тем не менее, обоняние, о котором так часто забывают, тесно связано с созданием эмоциональных воспоминаний. Это способствует нашему пониманию мира; оно раскрывает скрытые культурные практики и обобщает опыт окружающей среды.

Исследователь доктор Кейт Маклин стремится подчеркнуть роль, которую запах играет в городской жизни, составляя карту «ландшафта запахов» города. Слово smellscape используется как эквивалент визуального ландшафта, но его качества более эфемерны, основаны на индивидуальном или коллективном восприятии в определенный момент времени.

Будучи художником и руководителем курса графического дизайна в Школе архитектуры Кентского университета в Великобритании, Маклин провела последнее десятилетие, исследуя запахи разных городов и воплощая их сенсорные качества в карты. Хотя эти карты могут представлять только конкретный момент времени, они дают представление об изобилии информации, которую запахи могут рассказать о пространстве.

«Человеческое обонятельное восприятие способствует нашему пониманию мира; люди наслаждаются локализованными запахами и испытывают отвращение к неконтекстуализированным запахам. Легкие дуновения могут позволить предварительно визуализировать предстоящую деятельность, служить обобщением ранее наблюдавшихся событий и способны вызывать воспоминания. Однако ландшафт запахов постоянно меняется, и эфемерные, летучие запахи легко игнорировать, когда обычные люди ощущают их в повседневной городской среде», — Доктор Кейт Маклин.

Маклин проводит прогулки по запахам для каждого исследуемого города как источника для всех методов составления карт. Небольшим группам людей предлагается перемещаться по городу, сосредоточиться на обонятельных ощущениях и описать, что они чувствуют. Собранные данные затем синтезируются в карты запахов, красивые визуальные переводы воспринимаемого «ландшафта запахов» в каждом месте.

Во время первых прогулок исследователь ожидала, что люди будут предлагать объективные описания, например, аромат кофе возле кофеен. Тем не менее, некоторые ответы подчеркивали эмоциональные связи, которые люди создают с ароматами: некоторые из необычных описаний включают «запах разбитых мечтаний», «брокколи / глубокие темные секреты» и «тяжелая жизнь». Это доказательства сложных запахов, сочетающих в себе несколько элементов в каждый момент.

«Городские запахи в значительной степени являются результатом человеческой деятельности, и поэтому запахи раскрывают культурные обычаи, промышленность, торговлю, кулинарные предложения и муниципальные службы наших городов. Мои индивидуально разработанные карты запахов раскрывают это: кальян (Сингапур), пары пивоваренного солода (Эдинбург), тележки с сельдью и свежей рыбой (Амстердам), роти и карри (Сингапур) и свежескошенная трава (Эдинбург). Эти запахи эфемерны, они связаны с законами и обычаями меняющегося населения», — доктор Кейт Маклин

Карты запахов — представляют собой ключевые показатели человеческой деятельности. Восприятие стимула зависит от контекста, мы можем наслаждаться запахом морепродуктов на рыбном рынке, но смущаться, если сталкиваемся с ним в парке. Поскольку большинство запахов являются результатом человеческой деятельности, внимание к этим аспектам может также рассказать о культурных традициях в окрестностях, от кулинарных традиций до преобладающего типа промышленности или любимых занятий.

Первая записанная прогулка по запаху была записана в 1790 году в Париже Жаном-Ноэлем Халле. Его десятикилометровая прогулка вдоль Сены была санитарным обследованием с целью изучения ее вредных запахов, которые в то время считались прямой причиной заболеваний. Мемуары Жана-Ноэля Халле рассматриваются в классическом исследовании Алена Корбена «Запахи и их восприятие», опубликованном в 1982 году.

Затем, три десятилетия спустя, Виктория Хеншоу начала обсуждать запах как нечто неотъемлемое от городского планирования и дизайна. В настоящее время исследователь Калифорнийского университета Сесилия Бембибре работает с Кейт Маклин над разработкой методов архивирования запахов с помощью визуальных и химических методов.

Переход от контроля неприятных запахов к ландшафтам запахов открывает возможности оценить преимущества запахов для человеческого опыта и благополучия. Для более целостного понимания мира запахи, как негативные, так и позитивные, следует рассматривать как важный аспект структуры проектирования и планирования общественных пространств наряду с другими сенсорными компонентами. По крайней мере, размышления о том, как пахнет город, могут помочь сохранить его уникальность и углубить наше восприятие окрестностей.

Эта статья является частью темы ArchDaily: Города и тенденции жизни. Каждый месяц портал исследует один из аспектов городской жизни и публикует полученные результаты.