Обозреватель Bloomberg призвал Байдена уважать Россию и Путина

Изображение: Брусницына Галина © ИА Красная Весна
НАТО. Россия
НАТО. Россия

Властям США следует с уважением относиться к своему противнику в лице Москвы, чтобы не навлечь на себя проблемы. Об этом заявил политолог и обозреватель Леонид Бершидский в статье, опубликованной 5 августа в Bloomberg.

«Когда президент США Джо Байден в очередной раз выставляет Россию в качестве державы, находящейся в упадке, чья экономика не производит почти ничего, кроме нефти и газа, жители США должны надеяться, что он на самом деле так не считает», — указал журналист.

По его словам, то, что такая характеристика России не соответствует действительности, является проблемой лишь отчасти. Более того, постоянно пытаясь представить РФ в таком виде, американское руководство «навлекает неприятности», поскольку российский президент Владимир Путин и ненавидит, и любит, когда его недооценивают.

Так, Байден, говоря 27 июля о своем российском коллеге, отметил, что из-за серьезных проблем в российской экономике, «в которой есть ядерное оружие, нефтяные скважины и ничего больше», лидер России представляет еще большую угрозу.

«Такие разговоры стали привычным делом в политических кругах США», — указал политолог, напомнив о словах покойного американского сенатора Джона Маккейна, который называл Россию «бензоколонкой». «На самом деле все совсем не так», — считает он.

Бершидский указал на данные МВФ, согласно которым РФ занимает 11-е место в мире по номинальному ВВП в долларах США, но с учетом паритета покупательной способности — 6-е место, что лишь немного меньше, чем у ФРГ. Кроме того, по сведениям Росстата, доля нефти и газа в ВВП России в 2020 году сократилась до 15,2% с 21,1% в 2018 году.

Если не учитывать нефть и газ, то, безусловно, Россию нельзя считать «экспортной сверхдержавой», однако у нее имеется довольно большой внутренний рынок, которого достаточно для поддержания одной из крупнейших и, что немаловажно, наиболее устойчивых экономик.

Те, кто стоит за экономическим курсом Путина, выжимают больше денег из внутренней экономики и меньше из энергоресурсов. Страна всё еще зависит от нефти и газа, на долю которых приходится 27,9% доходов федерального бюджета, однако в последние годы эта доля значительно сократилась. Иными словами, нет оснований говорить о катастрофичности ситуации в российской экономике.

«Если Байден действительно имел в виду то, что он сказал, он плохо информирован и делает ленивые выводы из недостоверной информации, — подчеркнул журналист. — Это может привести к неприятным последствиям».

«Путин плохо реагирует на публичное унижение, как понял бывший начальник Байдена Барак Обама в ущерб интересам США», — указал Бершидский.

Он напомнил о том, что Обама назвал Россию «региональной державой», что было воспринято негативно в Кремле. И после этого оскорбительного высказывания президента-демократа Россия пошла на вмешательство в гражданскую войну в Сирии, что сорвало ближневосточные планы Вашингтона и продемонстрировало, что Москва может проецировать силу далеко за пределы своего непосредственного окружения. Если же учесть, что есть те, кто уверен в российском вмешательстве в выборы 2016 года, это проецирование может доходить и до Белого дома.

Российский лидер показал, что для геополитического влияния необязательно иметь динамичную открытую экономику, производящую популярные потребительские товары или программное обеспечение. Разрыв в экономической мощи можно относительно легко скомпенсировать при наличии достаточных средств на инновационное оружие и набора специалистов. При этом авторитарная политическая система позволяет принимать быстрые, часто лично мотивированные решения.

Поэтому недооценка «такого умелого игрока, как Путин» может быть чреватой для США, побуждая российское руководство к активным шагам.

«Если учесть, что ситуация на Украине по-прежнему является нестабильной, военное присутствие США на Ближнем Востоке сокращается, а на большей части Африки царит хаос, будут регулярно появляться возможности для продвижения интересов России», — подчеркнул Бершидский.

«Москва кое-что выиграет — например, в Сирии и, возможно, в Венесуэле — и кое-что проиграет — например, в Ливии и на Западных Балканах, — но она всегда будет представлять серьезную угрозу интересам Запада», — добавил он.

В целом же, если обратиться к делам, а не словам, отмечает журналист, Байден намерен оказывать Путину «больше уважения, чем Обама — просто из предосторожности». Он, по всей видимости, не склонен к унижению. Напротив, он изо всех сил старается показать, что отреагирует на враждебные действия со стороны Кремля. Бершидский уверен, что подобный подход должен оказаться более эффективной стратегией, чем пренебрежение: если российский лидер будет знать, что его воспринимают всерьез как угрозу, он будет более осторожно рассматривать возможности для агрессивных действий.

«Проявление уважение к противнику — даже к такому, как Путин, не имеющему представления о честной игре, — может оказаться более мощным оружием, чем пренебрежение», — заключил журналист.