Новая лазерная технология ремонта рельсов создана группой инженеров
Эффективную лазерную технологию ремонта рельсов с использованием рассеяния нейтронов создала группа инженеров и аналитиков из нескольких технических университетов, 1 декабря сообщает ХАЙТЕК.
Предлагаемый метод ремонта рельсов увеличит срок их службы и уменьшит стоимость обслуживания железных дорог.
Ученые применили лазерную наплавку — технологию, когда с помощью лазера наносят необходимый металл на поверхность. В проведенном эксперименте изобретатели покрывали поврежденный рельс с помощью лазера одним-двумя слоями нержавеющей стали или сплавом на основе кобальта.
Оказалось, что металлы, таким способом нанесенные на разрыв рельса, надежно укрывают и заполняют повреждения, однако в процессе нанесения появляются остаточные напряжения, что может создать проблемы при эксплуатации. Группа инженеров придумала новый метод оценки остаточных напряжений на покрытом металлом рельсе.
«Только нейтроны могут проникать сквозь материал, из которого сделан рельс, и измерять распределение напряжений неразрушающим методом, — заметили авторы. — Так мы обнаружили, что термообработка после покрытия поверхности значительно снижает остаточные напряжения и на поверхности рельса, и под ней».
По-видимому, разработанный метод восстановления рельсов лучше, чем существующая уже 110 лет технология наплавки дуговой сваркой. В будущем лазерную установку могут усовершенствовать до небольших размеров, создав мобильный способ ремонта железных путей, что востребовано в отдаленных регионах.