Польская комиссия нашла взрывчатку на обломках Ту-154
Следы взрывчатки обнаружила комиссия по расследованию причин крушения самолета Ту-154 под Смоленском, заявил бывший министр обороны Польши и глава комиссии по расследованию причин катастрофы Антоний Мацеревич, 25 июля сообщает издание Najwyzszy Czas! («Самое время!»).
Мацеревич заявил, что специалисты комиссии обнаружили следы взрывчатки на внутренней стороне обшивки самолета. Он подчеркнул, что выводы польской комиссии подтвердила также «лаборатория одного из наших союзников по НАТО».
«Образцы содержали следы взрывчатых веществ внутри металлической обшивки самолета, не только тротила, но и гексогена», — заявил Мацеревич.
Специалисты комиссии сделали видеоролик, где показали два возможных места взрыва — в крыле и в центре корпуса самолета.
«Взрыв такого типа не мог быть несчастным случаем, его должен был спланировать и осуществить тот, кто хотел убить польскую национальную элиту», — заявил Мацеревич.
Отметим, что комиссию по расследованию причин катастрофы Ту-154 под Смоленском критикуют в Польше за слишком долгое и невнятное расследование, которое привело к расходованию средств из бюджета в размере нескольких миллионов злотых. Точная сумма затрат до сих пор неизвестна. Только за первые 5 лет расследования было потрачено 5,9 млн злотых (1,5 млн долларов США).
Напомним, разбившийся 10 апреля 2010 года под Смоленском самолет Ту-154М состоял на службе Вооруженных сил Польши. Самолет был военным, поэтому мог перевозить в прошлом и боеприпасы.
10 апреля 2020 года МИД Польши потребовал от Москвы срочно вернуть обломки самолета в Польшу. Российская сторона отказала в этом, поскольку дело о крушении не завершено и вещественные доказательства не могут быть выданы из-за политических разногласий в оценке произошедшего на международном уровне.
Представители Национальной прокуратуры Польши дважды проводили расследования на месте крушения самолета.
Напомним также, что в 2010 году польский самолет Ту-154М с делегацией потерпел крушение под Смоленском. Погибли 8 членов экипажа и 88 пассажиров, среди которых были президент Польши Лех Качиньский с супругой.
Тема катастрофы Ту-154, которая произошла 10 апреля 2010 года под Смоленском, играет огромную роль во внутриполитической борьбе в Польше. Шутка ли: буквально в один день погибли более 80 представителей высшей польской элиты, в том числе президент, генералы, руководившие военно-воздушными и сухопутными силами страны, депутаты парламента Польши, а также влиятельные религиозные и общественные деятели.
Огромную роль играет и некий символизм события: катастрофа произошла аккурат в годовщину расстрела польских офицеров в Катыни в 40-х годах прошлого столетия, который, по версии польской стороны, был осуществлен представителями НКВД. Газеты Польши пестрели заголовками о «Второй Катыни», а среди военной элиты активно муссировалась версия о заложенной в самолёте бомбе.
Победа же на досрочных выборах президента 2010 года политического оппонента погибшего президента Леха Качинского — Бронислава Комаровского от партии «Гражданская платформа» ввела в политический оборот совсем конспирологическую версию о «геноциде польской элиты» в результате «сговора» премьер-министра России Владимира Путина и лидера «Гражданской платформы» Дональда Туска.
Заявление Госдумы «О Катынской трагедии и её жертвах», принятое в октябре 2010 года, в котором парламент РФ на официальном уровне признал «катынское дело» «преступлением Сталина» (попытки защищать версию о вине нацистов действующий тогда президент России Дмитрий Медведев назвал «несерьезными») не успокоило польских консерваторов.
Среди них особо ярко выделялись брат погибшего президента, лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качинский, а также министр обороны Богдан Клих. Последний даже подал в отставку, отказавшись признавать результаты расследования трагедии, проведенных комиссией МВД Польши и настаивая на «террористической» версии крушения самолета.
12 января 2011 года уже Международная авиационная комиссия опубликовала результаты расследования, согласно которым основной причиной катастрофы были названы действия экипажа самолета. К выводам о вине польской стороны пришла и Верховная контрольная палата Польши, признав в 2012 году организацию визитов высших лиц государства недостаточно безопасной.
Что же касается главы новой комиссии, Антония Мацеревича, который занимал пост министра обороны Польши с 2015 по 2018 годы, то он с самого начала придерживался версии о «сговоре» Путина и Туска против Качинского. Своеобразные взгляды политика, например, о вине СССР в Волынской резне, а также уверенность в подлинности «Протоколов сионских мудрецов» не помешали пришедшему в 2015 году правоконсервативному правительству Польши доверить Мацеревичу новое расследование обстоятельств трагедии под Смоленском.
Победа представителя этой же партии Анджея Дуды на президентских выборах 2020 года скорее всего будет способствовать легализации конспирологической версии трагедии. Насколько далеко готова зайти в этом Польша — большой вопрос, но, судя по форсированию расследования польским МИДом, нам стоит ждать очередных неожиданных «открытий» об обстоятельствах крушения ТУ-154 уже в ближайшее время.