АР: чтобы справиться с эпидемией, американцы должны мыслить по-новому

Для успешного преодоления вызванного коронавирусом кризиса соотношение общего и индивидуального должно измениться в сознании американцев, пишет Тед Энтони 18 мая в статье для Associated Press.

Тэд Энтони, специалист по американской культуре, пишет, что в США индивидуальные права всегда как-то сопрягались с общим благом, а стремление к общему процветанию сочеталось с требованием личной свободы.

Вся история Соединенных Штатов, считает он, была балансировкой между общественными интересами и индивидуальными свободами. И это как-то удавалось уравновешивать в течение свыше 400 лет, но пандемия опять поставила ребром вопрос, что важнее: люди или сообщества, к которым они принадлежат. И ставки как никогда высоки.

Беспрецедентная пандемия стала катализатором столкновения индивидуальных прав и общего блага, которое само по себе столь же старо, как и сами США. Опять встает ребром вопрос: где заканчивается право одного американца находиться в публичных местах без маски и начинается право другого американца не быть зараженным потенциально смертельным вирусом?

«Пандемия опять заставила решать классическое уравнение индивидуальных свобод — общего блага. И в разных частях страны по этому поводу очень, очень разный этос. И это тянет страну в разные стороны», — приводит автор слова Колина Вударда, автор книги « Американский характер: история эпической борьбы между свободой личности и общим благом».

Американцы всегда романтизировали тех, кто отвергал систему и брал дело в свои руки, то есть преступников, ковбоев, мятежников, пишет Энтони. Многие американские лидеры боролись за то, чтобы примирить это с принципами «общего блага», которые обычно необходимы для управления даже малым сообществом людей, а тем более страной.

«Рейган сделал это лучше всех. Он был ковбоем, продающим общее американское видение. Это сильное противоречие», — сказал Стивен Бенко, специалист по этике из колледжа Меридит в Северной Каролине.

Коронная метафора Рональда Рейгана — Соединенные Штаты как «град на холме» — была заимствована у пуритан, чьи традиции сформировали американский этос, в том числе общественный договор, создавший первое английское правительство Нового Света. Но пуританство также утверждало, что тяжелая работа и моральная праведность ведут к успеху и спасению, напомнил Энтони.

Со временем и с добавлением в американское общество других групп, смутное чувство стыда стало приобщаться к неспособности быть индивидуалистом: если вы не могли позаботиться о себе самостоятельно, то в глазах некоторых вы были неправильным американцем.

«Но разве применим так называемый «грубый индивидуализм» в пандемии XXI века, когда всё, от покупки продуктов питания до здравоохранения и доставки посылок, требует множеста разветвленных и точных сетей, которые образуют общее благо?» — спрашивает автор.

История США иногда показывала, что во времена потрясений — Великой депрессии, Второй мировой войны, основания американской нации — общее благо на время становится доминирующим американским геном. «Случится ли это теперь, — вопрошает Энтони. — Или раздробленность политики, экономики и социальных сетей зашла слишком далеко и этого не произойдет?»

Так что же, как однажды сказала интервьюеру Айн Рэнд, жизнь каждого человека и есть его самоцель, и в жизни надо следовать своим собственным рациональным интересам? Или это больше похоже на перефраз высказывания из «Гроздьев гнева»: «Каждый может стать частью одной большой души — ну, мне так кажется».

Скорее всего, в стране, сплоченной в результате политического компромисса, он находится где-то посередине — новый путь, который американцы должны наметить, чтобы они могли продолжить свой четырехсотлетний эксперимент в эти беспрецедентные времена. Еще раз.

Комментарий редакции

Отметим, что в США действительно ситуация беспрецедентная: губернаторы-демократы игнорируют распоряжения президента-республиканца; отдельные города и округа могут игнорировать приказы губернатора штата — это называется развал вертикали власти.

Кроме того, вооруженные люди протестуют против распоряжений властей, врываются в парламент, чтобы контролировать решения. Их оппоненты тоже берутся за оружие, чтобы защитить «своих» депутатов. И всё это имеет очевидные расовые разграничения, то есть в отдельных штатах ситуация близка к тому, что на улицу выйдут две вооруженные толпы: белая и черная.

Межрасовое напряжение в США было всегда, но теперь оно умело разогревается. Например, говорится что от заражения коронавирусом чаще умирают черные, и это якобы потому, что белые так задумали. Вытаскиваются в публичное пространство дела месячной давности, в которых черные стали жертвами белых.

И конечно, люди разозлены потерей работы и тем, что вынуждены два месяца сидеть взаперти. Всё вышеперечисленное может привести к социальному или межрасовому взрыву во многих точках сразу, и Трампу будет непросто со всем этим справиться.