Мраморы Парфенона принадлежат Греции — The Guardian
Вопрос, почему так трудно вернуть в Грецию скульптуры Парфенона, вывезенные из Афин в начале XIX века, поставила 5 февраля Шарлотта Хиггинс, главный писатель по культуре британской газеты The Guardian.
В своей статье «Мраморы Парфенона принадлежат Греции — так почему их возвращение так трудно принять?» Хиггинс обратила внимание на то, что в последнее время Британия вернула многое из того, что было вывезено в эпоху колониализма.
Италия вернула Греции фрагмент скульптур Парфенона из музея Палермо. Это лишь фрагмент «размером с коробку из-под обуви», а не 75-метровый фриз, но, подчеркнула Хиггинс, это «своего рода прецедент».
Писатель подчеркнула, что даже Times изменила свою линию и стала поддерживать возвращение скульптур. «Отделить компоненты художественного целого — это все равно, что вырвать „Гамлета“ из первого тома собраний сочинений Шекспира», — привела она слова редакции Times.
Хиггинс напомнила, что доводы о законности вывоза лордом Элгиным мраморов Парфенона из Османской империи сомнительны, а по сравнению с «просторными галереями» музея Акрополя, открытого в Афинах в 2009 году, галерея Британского музея может показаться унылой и депрессивной.
«Так почему же филэллин Борис Джонсон просто не вернет их назад?» — спрашивает Хигггинс и отвечает: потому что Британский музей не зависит от него. Журналист предположила, что попечители музея могут «проснуться однажды утром» и решить, что скульптуры принесут больше пользе публике, если будут размещены в музее Акрополя.
Хиггинс заявила, что одним из препятствий к возвращению скульптур является закон 1963 года, согласно которому попечители не могут изъять предметы из коллекции, кроме трех случаев: если они испорчены, если они являются «дубликатами» или если было решено, что они были похищены или куплены во время Холокоста. Она отметила, что музей даже не может передать Греции скульптуры на время, потому что та не признаёт право собственности Британского музея.
По ее словам, принцип универсальности музея, заложенный в его основу, не является нейтральным. «Британский музей является продуктом сочетания любопытства, образованности и неистовствующей имперской стяжательности», — заявила Хиггинс. В этой связи она призвала, чтобы музеи также стали «местом искупления и примирения», и заявила, что разумным курсом было бы создать специальную группу для выработки принципов по оценке притязаний стран на вывезенные Британией предметы, как это уже делается в связи с Холокостом.
Напомним, скульптуры Парфенона были вывезены лордом Элгиным в период с 1801 по 1812 годы. Завоевав независимость, Греция сделала Парфенон своим национальным символом и стала требовать вернуть святыни. Британское правительство отказывало под разными предлогами. В 2021 году ЮНЕСКО заявила, что имеет место спор двух государств, и призвала Британию изменить свою позицию.
Читайте также: Иногда они возвращаются. Британия вернет скульптуры Парфенона Греции?