Православные празднуют Медовый Спас. Он же Маковый и Спас на воде

Медовый Спас празднуют православные жители РФ 14 августа по всей стране.
Этот праздник издавна ассоциируется у русских людей с освящением меда в храмах. В таком обычае нашла свое продолжение давняя славянская традиция, по которой пчеловоды собирали свой же мед, приносили его в церковь для освящения, после чего частью раздавали нищим, а частью — угощали своих детей.
Кроме того, на Медовый спас у верующих принято в последний раз за лето купаться в водоемах. Раньше в этот день сельские жители освящали колодцы, а также смывали сглаз с себя и со своей скотины. Именно поэтому медовый Спас в народе также называют «Спасом на воде».
Несмотря на отсутствие в официальном церковном календаре, Православная церковь чтит этот день как праздник Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. По этому случаю священники проводят особое богослужение с выносом креста из алтаря в центр храма.
На Медовый спас в славянских странах освящают не только воду и мед нового сбора, но и булочки с маком. Отсюда происходит третье название праздника — Маковый Спас или Макавей. Так народная молва переосмыслила библейскую легенду о семи мучениках Маккавейских, чью память церковь чтит как раз 14 августа по григорианскому календарю.
Канун Медового Спаса также совпадает с началом Успенского поста. Несмотря на отсутствие строгих церковных запретов, раньше на Руси старались избегать в этот день тяжелой работы под страхом тяжелых болезней в будущем.
В канонической церковной традиции Медовому спасу соответствует праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Оно смыкается с легендой о том, как частицы Креста Господня, пронесенные одним жарким летом по Константинополю, чудесным образом обеззаразили питьевую воду и избавили жителей византийской столицы от болезней.
На Руси этот праздник впервые ввел церковный календарь Патриарх Московский Филарет (Романов) в 1687 году. «Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» постанавливало проводить в этот день крестный ход «по всем градам и весям освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго»