Ученые, возможно, обнаружили причину болезни Альцгеймера

Изображение: (сс0) pixabay
Ампулы с лекарством

Возможную причину болезни Альцгеймера установили ученые из Калифорнии, сообщила 1 декабря газета The Hill.

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде (UCR) попытались изучить болезнь Альцгеймера с новой точки зрения и результаты, возможно, привели их к пониманию причины заболевания. Результаты их исследования опубликованы 24 ноября в Journal of Proteome Research.

Изучая различные формы тау-протеинов, исследователи обнаружили разницу между людьми, у которых развилась деменция, и теми, у кого ее не было. Тау-протеин имел решающее значение для исследователей, потому что они хотели понять, что этот белок может рассказать о механизме, лежащем в основе бляшек и клубков, двух важнейших показателей, которые врачи ищут при диагностике людей с болезнью Альцгеймера.

Анализируя пожертвованные образцы мозга, исследователи обнаружили, что у тех, у кого были в мозге такие образования, как бляшки и клубки, но не было деменции, была нормальная форма тау-протеинов. Однако у тех, у кого тау-протеин имел другую хиральность (то есть молекула представляла собой зеркальное отражение «правильной») и развились бляшки или клубки, действительно было слабоумие.

Райан Джулиан, профессор химии в Калифорнийском университете, сказал в пресс-релизе: «Примерно у 20% людей есть бляшки, но нет признаков слабоумия. Это заставляет думать, что сами по себе бляшки не являются причиной».

Аминокислоты, из которых состоят белки, такие как тау, могут быть либо правосторонними, либо левосторонними изомерами (имеют правую или левую хиральность), и обычно белки в живых организмах состоят из всех левосторонних аминокислот, объяснил Джулиан.

Однако большинство белков выживают в организме менее 48 часов, и если они задерживаются слишком долго, некоторые аминокислоты могут превратиться в изомер с другой хиральностью. Таким образом, это означает, что левосторонний изомер может случайным образом превратиться в правосторонний изомер, что может привести к серьезным проблемам.

«Если вы попытаетесь надеть перчатку для правой руки на левую руку, это не слишком хорошо сработает. Аналогичная проблема и в биологии; молекулы через некоторое время работают не так, как должны, потому что перчатка для левой руки может фактически превратиться в перчатку для правой руки, которая не подходит», — сказал Джулиан.

Однако организм человека выработал решение: с помощью процесса, называемого аутофагией, клетки очищаются от отработанных или дефектных белков. К сожалению, с возрастом аутофагия замедляется, особенно у людей старше 65 лет. Не совсем ясно, почему, и лаборатория Джулиана намерена изучить это явление.

Газета сообщает, что в настоящее время проводятся испытания лекарств для улучшения процесса аутофагии, и некоторые существующие препараты, одобренные для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и других состояний, могут пройти процесс утверждения по ускоренной схеме.

Согласно UCR, аутофагия может быть вызвана голоданием, потому что, когда клеткам не хватает белков из рациона человека, они заполняют пустоту, перерабатывая белки, уже присутствующие в клетках. Физические упражнения также являются еще одним способом, которым, по мнению исследователей, можно увеличить аутофагию.

Если существует связь между аутофагией и развитием болезни Альцгеймера, Джулиан сказал: «Если замедление аутофагии является основной причиной, то то, что ее усиливает, должно иметь положительный, противоположный эффект».