CSIS: у Китая есть способ невоенного присоединения Тайваня
Китай может организовать карантин Тайваня, чтобы присоединить остров невоенным путем, 5 июня пишет Центр стратегических и международных исследований (СSIS).
Аналитики CSIS определяют карантин как проводимую правоохранительными органами операцию по контролю морского или воздушного движения в пределах определенного района, тогда как блокада носит преимущественно военный характер. Таким образом карантин призван держать ситуацию ниже порога вооруженного конфликта. В операциях карантина военные будут играть вспомогательную, а не ведущую роль.
Политические и оперативные цели карантина заключаются не в том, чтобы полностью изолировать Тайвань от мира, а в том, чтобы ввести систему контроля над морской и/или воздушной торговлей острова. В условиях карантина продукты питания, лекарства и предметы первой необходимости могут продолжать поступать на Тайвань, что позволит Китаю утверждать, что его правоохранительная деятельность не создает никаких трудностей.
Ключевая цель карантинного подхода — добиться соблюдения требований со стороны международных компаний и других стран, чтобы продемонстрировать власть Китая над Тайванем. В некотором отношении это похоже на заявление Китая в 2013 году о создании ПВО на большей части Восточно-Китайского моря. Многие авиакомпании, в том числе американские, тогда выполнили требования Пекина.
Карантин Тайваня будет направлен на принуждение к соблюдению китайских правил и усиление заявленных Китаем претензий на суверенитет над Тайванем.
Китай провел несколько маневров и учений, которые показывают, как он может использовать правоохранительные операции для установления контроля над движением на Тайвань и усложнения морской среды Тайваня.
Карантин на Тайване будет представлять собой существенную эскалацию принуждения острова, но он предлагает Китаю несколько явных преимуществ. Во-первых, карантин позволяет Китаю установить бóльший политический и административный контроль над Тайванем. Усилия Китая по ограничению воздушного и морского сообщения с островом могут позволить Пекину заявить о своих притязаниях на суверенитет и продемонстрировать, что Тайвань не имеет контроля над своим собственным суверенным пространством. Это может подорвать способность Тайбэя к самоуправлению и подорвать доверие тайваньской общественности к тайваньским военным и береговой охране.
Во-вторых, Китай может использовать карантин для вмешательства во внутреннюю политику Тайваня, навязывая острову экономические издержки.
В-третьих, карантин не является объявлением войны Тайваню, уменьшается шанс прямой военной конфронтации. Если карантин представлен как операция правоохранительных органов, Китай может легко объявить об окончании операции и заявить, что ее цели были достигнуты.
Если Китай успешно проведет карантин, это создаст политический прецедент и установит новую норму китайской деятельности, подготовив почву для проведения более масштабных операций в будущем, а также предоставит ценную возможность китайским правоохранительным органам, морской милиции и НОАК обучить свой состав и проверить свои возможности, а также выявить слабые места.
В-четвертых, Китаю, возможно, потребуется лишь продемонстрировать свое намерение и некоторые возможности, чтобы карантин был эффективным. Объявление об изменении китайской политики или начале действий правоохранительных органов, вероятно, окажет сдерживающее воздействие на готовность бизнеса инвестировать или работать на Тайване.
Многие коммерческие авиакомпании и судоходные компании, скорее всего, согласятся с заявлениями Китая. Даже при наличии исключений, соблюдение карантина большинством из них значительно укрепит мнение Китая о том, что он контролирует Тайвань.
Наконец, использование Китаем береговой охраны и гражданских правоохранительных органов усложняет способность США и региональных игроков реагировать на карантин. Карантин не требует закрытия или ограничения международного сообщения через Тайваньский пролив — действие, которое другие страны могли бы использовать в качестве оправдания для вмешательства, чтобы помочь Тайваню и защитить международные законные права на свободу судоходства.
США не имеют достаточных сил береговой охраны, развернутых в ИТР, чтобы ответить тем же и постараются избегнуть использования кораблей ВМС США.
В недавнем опросе экспертов из США и Тайваня CSIS обнаружил, что большинство из них скептически относятся к готовности США и их союзников вмешаться в карантин. Только 13% опрошенных американских и 9% тайваньских экспертов были «полностью уверены», что США примут военное вмешательство, чтобы защитить Тайвань от карантина. Еще меньший процент был уверен, что союзники и партнеры поддержат военное вмешательство нескольких стран под руководством США.