Российские ученые получили новый сверхпрочный сплав для авиапромышленности

Изображение: Ironshow, CC BY-SA 4.0
Иркутский авиационный завод
Иркутский авиационный завод

Новый магниевый литейный сплав, который обладает повышенной температурой воспламенения, предназначенный для использования в авиационной промышленности разработали Тольяттинский государственный университет и Соликамский опытно-металлургический завод, 13 сентября сообщает ТАСС.

Разработка нового материала велась в раках консорциума «Новые технологии для магниевых сплавов», в состав которого вошли: Институт проблем сверхпластичности металлов РАН (Уфа), Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН (Томск), Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Самарский государственный медицинский университет, и ООО «Соликамский опытно-металлургический завод».

Участники консорциума уже подали заявку на получение патента на технологию получения нового магниевого литейного сплава, который имеет температуру воспламенения на 200 °C выше, чем у существующих подобных сплавов. Это позволит при использовании нового материала в конструкции летательных аппаратов увеличить их эксплуатационную безопасность.

Другая область применения нового сплава связана с такой характеристикой магния, как биосовместимость — он не вызывает серьезных побочных явлений при использовании его в имплантах, и биорезорбируемость — способность растворяться в живом организме. Эти достоинства магния позволяют использовать его сплавы для изготовления биорезорбируемых медицинских конструкций.

В рамках консорциума доклиническими испытаниями магниевых сплавов для определения скорости их резорбции (рассасывания) в различных условиях применения будет заниматься Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва.

Про возможную область применения таких сплавов рассказал завкафедрой и клиникой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Самарского государственного медицинского университета (СамГУ), профессор Иван Байриков.

Кроме близкой ему области челюстно-лицевой травматологии, он указал на то, что «для создания биоинженерных конструкций необходим материал со сквозной пористостью, пустоты которого будут заполняться либо стволовыми клетками, либо аутокостью (частью собственной кости пациента — прим. ТАСС). По мере того как магниевый сплав во введенном в организм имплантате станет растворяться, костный материал будет консолидироваться, сращиваться и восстанавливать поврежденную кость. Это важно при опухолевых процессах и реконструктивных операциях на костях».

В консорциуме именно СамГУ отвечает за клинические испытания и разработку методик лечения с использованием магниевых имплантатов.

Напомним, ранее ИА Красная Весна сообщило о разработанном в НИТУ «МИСиС» новых магниевых сплавах с высокой теплопроводностью, которые позволят снизить вес систем охлаждения электронной техники на треть.