1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Москва, / ИА Красная Весна

Деревья вместо памятников? В Третьяковке обсудили монументальную скульптуру

Митрофанушка. Цитата из фильма-спектакля «Недоросль». Режиссеры Виталий Иванов и Владимир Семаков, СССР, 1987
Митрофанушка. Цитата из фильма-спектакля «Недоросль». Режиссеры Виталий Иванов и Владимир Семаков, СССР, 1987

Традиционная монументальная скульптура не вписывается в современное городское пространство, заявили художники 13 июля на дискуссионном клубе в Новой Третьяковке, передает телеканал «Россия-Культура».

В обсуждении на тему «Кому нужна скульптура? Какое искусство востребовано в современном городском пространстве?» ряд экспертов выразили мнение, что «со времен Древнего Рима» монументальная скульптура несет в себе пропаганду, поэтому «стирает» облик города и «подменяет изначальное предназначение скульптуры».

Как альтернативу монументальному искусству ряд художников предложили новые формы «облагораживания» городского пространства. Так, по мнению скульптора Вадима Космачева, новые формы городского искусства должны сделать человека ближе к природе: «Труднее сделать весь район заново, но его можно преобразить, поставив некоторые акценты, которые будут определять его характер, даже жителей его, такие, как ручей или дерево. Людям приятно необыкновенность иметь около себя. И они очень довольны, потому что это нестертое пространство».

Свою концепцию «города, удобного для горожан» озвучил архитектор Сергей Чобан. Так, он считает, что «сегодня произведение искусства — это не что-то, что должно быть огорожено изящно сделанной почтительной решеткой, которая призвана не допустить людей к произведению искусства. Это часть интерактивной среды, которая анимирует людей, позволяет прикоснуться к прекрасному».

Пример монументального объекта, который не вписывается в городскую среду, привел организатор выставки Кирилл Светляков: «Вот в Мытищах стоит гигантский самовар, из него льется фонтан — и все вместе называется „Чаепитие в Мытищах“. Якобы отсылка к картине Перова. Это к тому, что скульптура нужна. Но у горожан Мытищ она не ассоциируется со скульптурой. Это некий аттракцион. Они не видят в нем никакой эстетики».

Напомним, монументальная скульптура — вид изобразительного искусства, который предполагает крупные масштабы в разных аспектах произведения. Так крупный масштаб может содержаться в физическом размере, новаторстве идеи, важности исторического события или известности образа.

Отметим, что идею использовать в пропаганде монументальное искусство для построения нового общества выдвинул в 1918 году основатель и первый руководитель СССР — Владимир Ленин.

По воспоминаниям наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского, Ленин считал, что произведения монументального искусства: «служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство, — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений».