Вопреки Библии? В Иерусалиме найден храм — современник храма Соломона
Храм десятого века до нашей эры найден рядом с Иерусалимом, сообщает 11 февраля Live Science.
Храм Соломона, построенный в X веке до нашей эры и разрушенный в 586 году, был не единственным местом поклонения Яхве в Иерусалиме.
Найденный недавно храм принимал в себе примерно 150 прихожан в то же время, что и знаменитый Первый храм. Это открытие противоречит Библии, где указано, что храм в Иерусалиме был один.
«Если группа людей, живущих так близко к Иерусалиму, имела свой собственный храм, возможно, правление иерусалимской элиты было не таким сильным, и царство не было так стабильно, как описано в Библии?» — пишет Шуа Кисилевиц, археолог из Тель-Авивского университета в Израиле и археолог Израильского управления древностей.
Археологи еще в 1990-х гг. начали раскопки в Тель-Моце, расположенном менее чем в 6,5 км за пределами Иерусалима. Однако только в 2012 году исследователи обнаружили там остатки храма, и только в прошлом году они раскопали его дальше.
Этот храм, вероятно, был построен примерно в 900 г. до н. э. и поддерживался в течение нескольких сотен лет, до его разрушения в начале шестого века до н. э.
Такая датировка смутила историков и библеистов. «Библия подробно описывает религиозные реформы царя Езекия и царя Иосия, которые утверждали, что консолидировали религиозные обряды в храме Соломона в Иерусалиме и устранили всякую культовую деятельность за его пределами», — считакт Кисилевиц.
Эти реформы, вероятно, произошли между концом VIII и концом VII веков до нашей эры. Другими словами, они произошли в то же время, когда работала синагога в Тель-Моце, отметил археолог.
Мог ли такой храм, находящийся так близко к Иерусалиму, действовать вопреки приказам царей? Единственный известный храм этого периода в королевстве, кроме Первого храма, «это небольшой храм в южной границе форта Арад, который обслуживал местный гарнизон», — добавил Кисилевиц.
Скорее всего, несмотря на реформы царей Езекия и Иосия, другие храмы в Иерусалиме были разрешены, считает ученый. Он предполагает, что храм служил не только в качестве религиозного учреждения, но и как место хранения и распределения зерна.
Он предположил, что храм в Тель-Моце был своего рода экономическим центром Иерусалима. «Похоже, что строительство храма и поклонение в нём были связаны с экономической значимостью как амбара», — отмечает археолог.
По причине того, что храм был неразрывно связан с зернохранилищем, власти не осмеливались его трогать.
Храм представлял собой прямоугольное сооружение, имеющее впереди внутренний двор. Этот двор «служил центром культа для культовой деятельности, так как население не допускалось в сам храм», — считает Кисилевиц.
«Культовые находки во дворе включают каменный алтарь, на котором приносились в жертву животные, а их останки выбрасывались в яму, вырытую неподалеку», — отмечает Кисилевиц.
Кроме того, найдены четыре глиняные статуэтки. Две из них похожи на человека, другие две — на лошадей. Они были разбиты и погребены во дворе, возможно, это было частью какого-то ритуала.
Исследователь также добавил, что фигурки лошадей могут быть самыми древними из известных изображений лошадей железного века в Иудее.