Россия может стать провайдером новой стратегии на Ближнем Востоке — эксперт

Изображение: Иван Лазебный © ИА Красная Весна
Фонтан «Дружба народов». ВДНХ
Фонтан «Дружба народов». ВДНХ

Стратегия России для Ближнего Востока, основанная только на принципах безопасности, должна измениться, заявил заведующий Центром арабских и исламских исследований Института Востоковедения Василий Александрович Кузнецов 19 апреля в ходе публичной дискуссии по теме «Россия на Ближнем Востоке: обретение стратегии?», организованной Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН).

Принцип «дружить со всеми» не так просто реализовать на практике, пояснил востоковед.

«Дружить со всеми немудрено, если тебя с ними мало что связывает. Если ты глубоко вовлечен в региональную систему отношений, то дружить со всеми становится все сложнее», — отметил Василий Кузнецов. Он уточнил, что сейчас «Россия гораздо более глубоко вовлечена в региональные процессы, чем раньше».

До событий «арабской весны» десятилетней давности «основной стратегический интерес России на Ближнем Востоке — это обеспечение безопасности», пояснил востоковед. Однако с тех пор «изменились две вещи», отметил он.

Изменилось представление о безопасности, и изменилось представление о России в мире.

Безопасность стала более глобальной, сейчас в это понятие входит настолько широкий круг вопросов, что и выстраивание отношений с упором на безопасность становится другим. «Те сферы, которые традиционно не относились к безопасности, а рассматривались через призму проблем развития», и другие вошли в понятие безопасности, «идея безопасности — она стала всеобъемлющей», — уточнил эксперт.

Он также пояснил, что изменилось представление о России в мире. Усилилось ее противостояние с Западом, а кроме того, Россия гораздо более глубоко вовлечена в региональные процессы, чем раньше.

Помимо обозначенных изменений, очень важно, «какие ценности мы можем транслировать в этот регион», — отметил востоковед. «Тезис о том, что Россия обладает искусством дружить со всеми — это не просто вопрос профессионализма российской дипломатии. Это вопрос позиционирования России в мире и вопрос ценностной ориентации внешней политики» — уточнил Василий Кузнецов.

«Если мы готовы выстраивать отношения со всеми, кто не является угрозой нам, то это под собой подразумевает огромное количество идеологических ценностных основ», — подытожил эксперт.

Если ставить во главу угла выстраивание отношений со всеми, то это означает необходимость признавать «разные режимы, разные политические системы, принципы». Кроме того, «это означает верность тезиса о невмешательстве», уточнил востоковед.

«Искусство дружить со всеми — это следствие этих позиций», — подытожил Кузнецов и подчеркнул, что это та идея, «провайдером которой Россия могла бы выступать».