1. За рубежом: реальный мир
  2. Смертная казнь
Габороне, / ИА Красная Весна

В Восточной и Южной Африке увеличилось число смертных казней — Weekend Post

Статуя Юстиции
Статуя Юстиции

Тревожную тенденцию роста числа казней и смертных приговоров в мире в 2021 году отметила Amnesty International в своем ежегодном обзоре, 30 мая сообщает ботсванская газета Weekend Post.

Возобновление работы судов после снятия коронавирусных ограничений вернуло судебную систему стран, применяющих смертную казнь, к прежнему режиму работы, считают правозащитники.

Известно, что в прошлом году в 18 таких стран было проведено не менее 579 казней⁠, что на 20% больше, чем в 2020 году⁠.

В Восточной и Южной Африке общее число зарегистрированных казней увеличилось более чем вдвое в результате роста числа казней в двух странах: 21 человек казнен в Сомали и не менее девяти в Южном Судане. В Ботсване казнили трех человек.

На долю Ирана приходится наибольшая часть этого роста количества смертных казней в мире, там к высшей мере наказания приговорили не менее 314 человек (по сравнению с 246 в 2020 году), что является самым высоким показателем с 2017 года.

Отчасти это было связано с заметным увеличением числа казней, связанных с наркотиками, что является вопиющим нарушением международного права, запрещающего применение смертной казни за преступления, не связанные с умышленным убийством, отмечается в обзоре.

Более чем вдвое увеличила в 2021 году число казней Саудовская Аравия, и эта мрачная тенденция продолжилась в 2022 году, когда в марте за один день был казнен 81 человек.

«Постоянное применение смертной казни в Сомали, Южном Судане и Ботсване идет вразрез с региональными тенденциями в странах Африки к югу от Сахары и во всем мире, где многие страны отказываются от этой жестокой, бесчеловечной и унижающей достоинство формы наказания», — сказал Депроз Мучена. Директор Amnesty International по Восточной и Южной Африке.

В то время как в Ботсване, Сомали и Южном Судане в 2021 году было зарегистрировано 33 казни, подавляющее большинство стран региона, которые еще не отменили смертную казнь за все преступления, включая Кению, Малави, Уганду, Замбию и Зимбабве, не приводили в исполнение смертные приговоры.

Выросли на 22% зарегистрированные смертные приговоры в Центральной Африке, при этом резкий рост в Демократической Республике Конго составил не менее 81 человека по сравнению с 20 казнями в предыдущем году. При этом отмечен прогресс в отмене смертной казни в ряде стран, включая Сьерра-Леоне, Гану и Центральноафриканскую Республику.

Поскольку ограничения COVID-19, которые ранее задерживали судебные процессы, неуклонно отменялись во многих частях мира, в 2021 году судьи вынесли не менее 2052 смертных приговоров в 56 странах — почти на 40% больше, чем в 2020 году — с большими всплесками, наблюдаемыми в некоторых странах, включая Бангладеш — не менее 181 приговора (не менее 113 в 2020 году), Индию — 144, (не менее 77) и Пакистан — не менее 129 (не менее 49).

Тем не менее общее количество зарегистрированных казней в 2021 году представляет собой второй самый низкий показатель после 2020 года, который Amnesty International регистрировала по крайней мере с 2010 года.

Правозащитная организация не имеет данных о количестве смертных казней и приговоров в Китае, Северной Корее и Вьетнаме.

⁠В Иране сохраняется обязательная смертная казнь за хранение определенных видов и количества наркотиков⁠⁠, при этом количество казней, зарегистрированных за преступления, связанные с наркотиками, выросло более чем в пять раз до 132 в 2021 году с 23 в предыдущем году. Известное число казненных женщин в стране возросло с девяти до 14. Также, вопреки своим обязательствам по международному праву, в Иране были казнены три человека, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет.

Наблюдался рост числа казней в Саудовской Аравии (65 по сравнению с 27 в 2020 году), в Йемене (не менее 14 по сравнению с 5).

Вызывающий тревогу рост применения смертной казни в условиях военного положения был зафиксирован в Мьянме, где военные передали полномочия по рассмотрению гражданских дел военным трибуналам, проводившим упрощенное производство без права обжалования. Около 90 человек были произвольно приговорены к смертной казни, несколько из них заочно. Многие восприняли это как целенаправленную кампанию против протестующих и журналистов.

Несмотря на эти тревожные события, положительные признаки глобальной тенденции к отмене смертной казни сохранялись в течение всего 2021 года. Второй год подряд число стран, в которых, как стало известно, казнили людей, было самым низким с тех пор, как Amnesty International начала вести учет.

Также в ряде стран были зафиксированы помилования и реабилитации, в частности, в Демократической Республике Конго было помиловано не менее 26 человек, приговоренных к смертной казни, а в конце года все смертные приговоры, по которым ранее были отклонены все апелляции, были смягчены. В Замбии были смягчены приговоры всем лицам, находившимся в камерах смертников более восьми лет — 23 человека.

«Нет достоверных доказательств того, что смертная казнь является эффективным средством сдерживания преступности», — напомнил Депроуз Мучена.