Максимальное давление США только сделало Венесуэлу сильнее — Foreign Policy
Тяжелые экономические санкции против Венесуэлы, введенные администрацией экс-президента США Дональда Трампа, только укрепили положение боливарианского руководства страны. Так считают авторы материала, опубликованного 3 июня в журнале Foreign Policy.
Авторы напомнили, что в августе 2017 года Венесуэла была охвачена волной протестов, тогда для «поддержки протестующих» тогдашний президент США Дональд Трамп начал по отношению к Венесуэле политику «финансового удушения».
Используя максимальное давление на Венесуэлу власти США полагали, что оно приведет к предательству деловой и военной элиты Венесуэлы и потере международных союзников, таких как Россия и Китай. Однако санкции привели не к смене «режима» президента Венесуэлы Николаса Мадуро, а к упрочению его позиций.
Авторы напоминают, чтобы отстранить Мадуро от власти, в 2017 году администрация Трампа перекрыла Венесуэле и ее нефтяной госкомпании PDVSA доступ к финансовой системе США. Затем, уже в 2019 году, администрация Трампа заморозила банковские счета правительства Венесуэлы в США и запретила всем американским компаниям участвовать в сделках с правительством Венесуэлы без предварительного разрешения Управления по контролю за иностранными активами минфина.
С начала 2019 года в ход пошли отраслевые санкции против PDVSA. Минфин США заблокировал доступ венесуэльского нефтяного гиганта к своей собственности в Соединенных Штатах, включая компанию Citgo — филиала PDVSA, который владел шестой по величине сетью НПЗ в США. В том же году США запретили всем компаниям (иностранным или американским) вести какие-либо дела с PDVSA. В результате этих санкций экспорт нефти PDVSA рухнул до уровня, невиданного в Венесуэле почти за столетие. Вместо 1,5 млн баррелей в день в декабре 2018 года в Венесуэле стали добывать около 390 тыс. баррелей в день в июне 2020 года.
Затем минфин США ввел санкции в отношении физических лиц. Были заморожены счета и активы 160 лиц, являющихся членами правительства или людьми, связанными с руководством Венесуэлы.
По оценке авторов материала, ранее социалистический «режим» использовал доходы от продажи нефти для финансирования социальных программ для бедных и «завуалированных субсидий» высшему классу. Однако руководство Венесуэлы смогло альтернативные источники дохода после вызванного санкциями США краха экспорта венесуэльской нефти. По мнению авторов, этими источниками дохода стала «незаконная» добыча полезных ископаемых и торговля наркотиками. Кроме того, отмечают авторы, венесуэльские власти освободили от жесткого государственного контроля некоторые сферы экономики страны.
Авторы отмечают, что ослабление государственного контроля над венесуэльской экономикой оздоровило ее и явилось положительным результатом санкций, однако отмечают, что цель санкций была другая. Кроме того, руководство Венесуэлой научилось действовать за пределами финансовой системы США.
Венесуэла укрепила свои связи с Ираном. В обмен на поставки бензина и легкой нефти, без которой тяжелую венесуэльскую нефть нельзя прокачивать по трубам, Венесуэла «не только предоставила Ирану контроль над ключевыми НПЗ, принадлежащими PDVSA, но и усилила участие Ирана в венесуэльской экономике в целом». Венесуэла также укрепило сотрудничество с Китаем, который через фирмы «однодневки» покупает три четверти венесуэльской нефти.