1. Культурная война
  2. Культура в Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Умер выдающийся японский музыкант Сэйдзи Одзава

Изображение: Piano Piano! (сс) www.flickr.com
Равель — Концерт для фортепиано с оркестром, Прокофьев — Концерт для фортепиано с оркестром № 3, соч.26, Алексис Вайссенберг фортепиано, оркестр. Париж, Дирижер — Одзава
Равель — Концерт для фортепиано с оркестром, Прокофьев — Концерт для фортепиано с оркестром № 3, соч.26, Алексис Вайссенберг фортепиано, оркестр. Париж, Дирижер — Одзава
Равель — Концерт для фортепиано с оркестром, Прокофьев — Концерт для фортепиано с оркестром № 3, соч.26, Алексис Вайссенберг фортепиано, оркестр. Париж, Дирижер — Одзава

Всемирно известный японский дирижер Сэйдзи Одзава умер во вторник от сердечной недостаточности в возрасте 88 лет в своем доме в Токио, сообщает 9 февраля The Japan Times со ссылкой на коллег музыканта.

Японские музыковеды отмечают, что наследие Одзавы, благодаря карьере, охватывающей десятилетия, несомненно, будет жить в бесчисленных музыкантах, которых он обучал, в культурных мостах, которые он построил, и непреходящем влиянии, которое он оказал на мир классической музыки.

На протяжении своей блестящей карьеры Одзава работал со многими североамериканскими оркестрами, в том числе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Симфоническим оркестром Торонто и Бостонским симфоническим оркестром, музыкальным руководителем которого он был с 1973 по 2002 год. Годы пребывания там оказались самыми плодотворными в истории оркестра. За время работы в этом коллективе он получил признание критиков за свои выступления и записи, особенно за произведения таких композиторов, как Чайковский, Малер и Равель.

Одзава также был приглашенным дирижером европейских оркестров высшего уровня, таких как Берлинский филармонический оркестр и Венский филармонический оркестр. С 2002 по 2010 год он занимал должность музыкального руководителя Венской государственной оперы.

В честь своего покойного наставника в 1992 году Одзава организовал Фестиваль Сайто Кинен в Мацумото, ежегодное мероприятие, в котором представлены оркестровые концерты и опера, а также молодые музыканты из Музыкальной академии Сейдзи Одзава наряду с признанными музыкантами из оркестра Сайто Кинен. В 2015 году мероприятие было переименовано в Фестиваль Сейдзи Одзавы Мацумото. Одзава появился на сцене на прошлогоднем фестивале, чтобы воссоединиться со своим другом, американским кинокомпозитором Джоном Уильямсом.

Настоящий посол культурного обмена, Одзава сыграл ключевую роль в укреплении связей между народами посредством музыки. Примечательно, что в 1978 году правительство Китая пригласило его поработать в течение недели с Центральным симфоническим оркестром Китая (ныне Национальный симфонический оркестр Китая). Год спустя он привез Бостонский симфонический оркестр с историческим визитом в Китай, укрепив культурные связи между двумя странами. В 1973 году он также привез Симфонический оркестр Сан-Франциско в Москву, чтобы выступить с Мстиславом Ростроповичем.

За свою карьеру Одзава получил множество наград, в том числе одну премию «Грэмми» за лучшую запись оперы и 14 номинаций, степени почетного доктора и японскую премию Praemium Imperiale за жизненные достижения в искусстве. В 2008 году Одзава был награжден престижным Орденом культуры, вручаемым императором Японии.

Подобно Леонарду Бернштейну, влиятельному музыкальному руководителю Нью-Йоркской филармонии с 1958 по 1969 год, Озава много сделал для популяризации скучного образа классической музыки, когда был назначен музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра.

«У него были длинные волосы, он носил бусы и водолазку, и он просто не был похож ни на одного другого дирижера Бостонского симфонического оркестра, которого кто-либо когда-либо видел», — сказал критик классической музыки Ллойд Шварц бостонскому изданию NPR.

В 2015 году Одзава вместе с режиссером Джорджем Лукасом, певицей и автором песен Кэрол Кинг, актрисой и певицей Ритой Морено и актрисой Сисели Тайсон был удостоен награды Центра Кеннеди за его пожизненный вклад в американскую культуру.

Одзава родился 1 сентября 1935 года на территории, которая в то время контролировалась Японией Маньчжоу-Го, а сейчас это Шэньян, Китай. Он изучал музыку в молодом возрасте, первоначально проявляя способности к игре на фортепиано, но переключился на дирижирование после того, как его пальцы были повреждены во время игры в регби.

В старшей школе Одзава переехал в Токио, чтобы продолжить учебу, и продолжил дирижирование в музыкальной школе Тохо Гакуэн под руководством Хидео Сайто.

В 1959 году Одзава стал первым японским дирижером, победившим на Международном конкурсе молодых дирижеров в Безансоне. Этот триумф ознаменовал начало замечательной карьеры, в ходе которой он учился у таких музыкальных светил, как Хидео Сайто, Герберт фон Караян и Бернштейн.

Чарльз Мунк, который в то время был судьей конкурса и музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра, пригласил его дирижировать оркестром на музыкальном фестивале в Тэнглвуде, положив начало его карьере.

На похоронах Одзавы присутствовали только близкие родственники. Официальная церемония прощания планируется позднее.