Для российского газа Украина «не созрела», уверен украинский министр

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Российский газ
Российский газ

Украина еще «не созрела» для прямых поставок газа из России, заявил вице-премьер-министр Украины Дмитрий Кулеба по евроинтеграции 2 января в интервью «Интерфакс-Украина».

Прямые поставки газа использовались для шантажа украинской элиты во все годы «независимости» Украины до 2014 года, считает Кулеба, и больше это повторяться не должно. Выход из ситуации министр видит в интеграции украинской энергетики в европейскую.

Кулеба выразил надежду, что Украине удастся создать «целостный энергетический газовый рынок по нормам ЕС». Тогда, уверен он, российский «Газпром» уже не будет основным поставщиком газа для Украины, а Украина — не будет основным покупателем «Газпрома».

Ключевым механизмом ухода от зависимости, по убеждению министра, должна стать диверсификация рынка украинского газа с помощью применения норм «третьего энергопакета» Евросоюза. Для того, чтобы этот механизм заработал, необходимо также обеспечить, чтобы украинская энергетика «была интегрирована в европейскую энергетику».

Напомним, «третий энергопакет» запрещает владельцу газотранспортной системы быть единственным либо основным поставщиком транспортируемого по ней газа. В случае, если есть только один поставщик газа, он должен либо продать сеть независимому оператору, либо использовать ее не более, чем на 50% мощности.

Объем транзита российского газа в Европу через украинскую ГТС в 2000–2008 годах составлял от 110 до 140 млрд куб. м в год, со временем стали расти объемы поставки минуя Украину. В 2019 году было прокачано 90 млрд куб. м. Согласно контракту, заключенному между Россией и Украиной в декабре 2019 года на пять лет, минимальный ежегодный объем прокачки в 2021–2024 годах будет составлять 40 млрд куб. м, а в 2020 году — 65 млрд куб. м. При этом, согласно ожиданиям главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, в 2020 году ожидается транспортировка около 75 млрд куб. м.

Читайте также: Оператор украинской ГТС обрел независимость от «Нафтогаза»