Украинские раскольники все больше симпатизируют Филарету за критику томоса

Число епископов Православной церкви Украины (ПЦУ), симпатизирующих главе Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарету, который критикует томос об автокефалии, растет. Об этом заявил митрополит ПЦУ Луцкий и Волынский Михаил в интервью, 14 декабря опубликованном украинским изданием «Главком».

Отвечая на вопрос журналиста о том, сколько епископов синода ПЦУ выказывают поддержку Филарету, который критикует томос об автокефалии, митрополит Михаил заявил, что «на сегодняшний день симпатия начинает проявляться все больше».

«По крайней мере, есть тенденция к росту. Есть тенденция у митрополитов поддержать то, что говорит почетный патриарх Филарет, — продолжил митрополит Михаил. — Патриарх упрекает: ПЦУ — это Константинопольская церковь. Но если мы независимая Церковь, то почему мы сами миро не варим? Ответа на этот вопрос нет. Киевский патриархат варил миро? Варил. Другие поместные церкви варят миро? Варят. Сами варят, не едут в Константинополь. А мы же привыкли ехать в Киев и считать, что в Киеве имеют право варить миро. А теперь надо ехать в Константинополь».

Напомним, 15 декабря 2018 года состоялся объединительный собор раскольнических, непризнанных в мировом православии, Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), а также двух митрополитов из канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Эти структуры объединились под вывеской ПЦУ.

6 января 2019 года в Стамбуле Константинопольский патриарх Варфоломей вручил главе ПЦУ томос об автокефалии, по которому ПЦУ попала в зависимость от Константинопольского патриархата.

УПЦ КП в связи с образованием ПЦУ была юридически ликвидирована. Однако ввиду того, что Филарет фактически ушел в раскол из ПЦУ, он начал отстаивать восстановление УПЦ КП в украинских судах, попутно критикуя томос об автокефалии за то, что он оказался «ненастоящим».

Филарет считает, в частности, что, во-первых, томос не дает действительную независимость ПЦУ, а всего лишь меняет зависимость от Московского патриархата на зависимость от патриархата Константинопольского. Во-вторых, он не дает ПЦУ варить миро — масло, используемое в религиозных обрядах, и, в-третьих, томос не дает возможности самостоятельного решения внутренних конфликтов в ПЦУ.

По его мнению, также, Украинская церковь должна иметь своего патриарха, но по условиям томоса об автокефалии, ПЦУ может иметь только митрополита.