1. Социальная война
  2. Религия в Японии
Токио, / ИА Красная Весна

В Японии предсказывают печальное будущее религий

Изображение: Андрей Грук © ИА Красная Весна
Буддийский храм Сенсодзи, Токио, Япония 07.11.2016
Буддийский храм Сенсодзи, Токио, Япония 07.11.2016
Буддийский храм Сенсодзи, Токио, Япония 07.11.2016

32-страничный отчет, освещающий кризис организованных религий в Японии, опубликовал деловой еженедельник Shukan Tokyo Keizai, сообщает 12 июня англоязычная газета The Japan Today.

Еще в 2015 году Кэндзи Исии, профессор синтоистики в Университете Кокугакуин, спрогнозировал, что более трети национальных сюке ходзин (объединенных религиозных организаций) прекратят свое существование к 2040 году.

Под наибольшей угрозой находятся организации, принадлежащие к Дзиндзя Хонто, штаб-квартире синтоистской религии, и двум буддийским сектам: Коязан Сингон-су и Сото, причем во всех трех ожидается сокращение верующих более чем на 40%. Даже перечисленная деноминация с наименьшим оттоком, протестантская Объединенная Церковь Христа в Японии (с заявленным числом членов всего 160 000), по прогнозам, все равно потеряет более 20% своих первичных организаций.

Именно с 2005 года число ежегодных смертей в Японии стало превышать число рождений. С учетом того, что в 2022 году число смертей возрастет до 1,58 миллиона, а представители огромного поколения послевоенного бэби-бума, как ожидается, покинут этот бренный мир, смертность, по прогнозам, будет постепенно увеличиваться, по крайней мере, до 2040 года. Таким образом, представляется, что религиозные группы, которые получают значительную часть своих доходов от похорон и связанной с ними деятельности, могут рассчитывать на неожиданный доход.

Однако это не обязательно так. Во-первых, в то время как общепринятые практики требуют проведения буддийской оцуя (поминок) с последующими похоронами, пандемия коронавируса усугубила необходимость проведения мероприятий «единой церемонии».

Еще одним фактором, влияющим на затраты, является то, что, согласно опросу, проведенному одним предприятием ритуальных услуг, обычные семейные захоронения планируют только 19,1% частных лиц, при этом подавляющее большинство — 71,8% — выбирают могилы с низким уровнем обслуживания или вообще без него: два ответа были распределены следующим образом: 51,6% выбирают захоронения в лесах и 20,2% — в колумбариях.

Буддийские организации, в частности, часто становились объектом насмешек за то, что в основном действовали как «похоронные конторы». Это подтверждается другим опросом, проведенным совместно Японской федерацией буддистов и Daiwa Securities, который показывает, как редко к священникам обращаются для удовлетворения духовных потребностей живых прихожан.

Даже для практикующих буддистов возможности для встреч между прихожанами храма и священниками в семейных храмах, как правило, невелики. Только для похорон и поминальных служб этот показатель превысил 50%. Таких мероприятий, как летний Обон (праздник мертвых), было 26,8%, а при посещении семейных могил — 25,8%. Напротив, количество консультаций по личным или духовным вопросам было на удивление низким — 0,7%.

Пандемия коронавируса явно усугубила нисходящую спираль расходов на похороны, когда интернет-операторы, такие как Kamakura Shinsho (с годовым доходом в 5 миллиардов иен (2,95 млрд руб.)) и другие, захватили более крупные доли у храмов. К ним присоединились такие группы, как японские сельскохозяйственные кооперативы (JA); четыре частные железнодорожные компании (Keikyu, Keio, Hankyu и Nankai); и три гостиничные группы (Imperial, Okura и New Otani).

Считается, что по состоянию на 2020 год общее число фирм, предоставляющих ритуальные услуги, увеличилось в пять раз, до 2544, что делает бизнес намного более конкурентным. И по мере того, как конкуренция обостряется, качество услуг не может не снижаться. Как сказал журналу один опытный оператор, «Если тарифы будут продолжать падать подобным образом, вместо похоронных услуг мы превратимся в простых „переработчиков трупов“».

Вторая часть опубликованного отчета посвящена упадку так называемых «новых религий», отдельные статьи посвящены буддийской мирской организации Сока Гаккай, Церкви объединения, свидетелям Иеговы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Счастливой науке» (Happy Science).

В настоящее время интерес представляет отчет касающийся «Счастливой науки», поскольку ее основатель Рюхо Окава скоропостижно скончался в марте прошлого года в возрасте 66 лет.

С момента своего основания в 1986 году число членов организации неуклонно росло, и она насчитывает до 11 миллионов приверженцев.

Однако Окава умер, не оставив очевидного наследника; его старший сын разорвал все связи с религиозной группой. Хотя рассматривалась возможность наследования со стороны второй жены Рюхо, Сио Кондо, на данный момент организация фактически лишена лидера.

Цитировались слова бывшего члена Happy Science: «Сио не хватает харизмы и духовной силы. Она может быть наиболее вероятной преемницей Окавы, но я не думаю, что она способна осуществлять такое лидерство, как у него».

Авторы отчета отмечают, что поскольку у секты нет абсолютного лидера и нет жизнеспособного преемника, то развитие Happy Science, похоже, резко остановилось.