1. Политическая война
  2. Процессы в Африке
Виндхук, / ИА Красная Весна

В День конституции Намибии эксперты оценили ее действенность

Изображение: (cc) Sadalmelik
Намибия. Столица Виндхук
Намибия. Столица Виндхук

Критические высказывания о действующей уже 33 года конституции Намибии в день ее принятия, который отмечается как национальный праздник, сделали 9 февраля представители интеллигенции страны в комментариях газете The Namibian.

Одну из ключевых проблем они видят в том, что статья 95, которая предусматривает повышение благосостояния жителей страны, рассматривается как простое политическое заявление, но не подлежит исполнению.

Герберт Яух, социально-экономический обозреватель и исследователь рынка труда, заявил:

«Хотя у правительства благие намерения и разработано много стратегий, например, в области жилья, санитарии, борьбы с бедностью и неравенством, в Конституции нет ничего конкретного, что граждане могли бы использовать для обеспечения этого права. И это главная слабость».

Вторя мнению Яуха о том, что конституция является юридическим документом и политическим заявлением, омбудсмен Василиус Дьякуга говорит:

«Статья 95, в которой говорится, что правительство будет проводить политику, которая улучшит благосостояние народа, является политическим заявлением. Таким образом, политики могут стоять на трибуне и говорить, что мы сделаем то-то и то-то, но через пять лет, если они ничего не сделали, никто не привлечет их к ответственности».

Со своей стороны, политический активист и академик Джоб Амупанда отметил, что, хотя конституция Намибии высоко ценится на международном уровне, ее чтят немногие привилегированные люди в стране.

«Конституция — это пародия на правосудие, она держала нас в грязи и разоружала в течение 32 лет независимости страны. Это стало инструментом поляризации, который прославляют те, кто извлекает выгоду из сохранения своих привилегий, и в то же время вызывает отвращение у тех из нас, кто жаждет завершения незавершенного проекта освобождения. Никогда не было серьезного общенационального разговора о состоянии конституции из-за страха или манипуляций», — заявил Амупанда.

Джон Уолтерс, занимавший пост омбудсмена в течение 17 лет, отдал должное конституции Намибии, но сказал, что она не гарантирует социальные права, такие как «права на жилье, воду и санитарные условия. Но еще не всё потеряно, Намибия является государством — участником пакта об экономических, социальных и культурных правах, который гарантирует все эти права. Это дополняет нашу конституцию. Мы всё еще можем обратиться в суд, если правительство не соблюдает гарантии, содержащиеся в пакте», сказал Уолтерс.

Яух в своем комментарии отметил также, что некоторые положения конституции проблематичны:

«Один из аспектов конституции, который является проблематичным, это перераспределение. Когда речь заходит о земельной реформе, вопрос о правах частной собственности интерпретируется таким образом, чтобы предотвратить крупномасштабное перераспределение ресурсов. И мы видим, как такая интерпретация прав на собственность использовалась для закрепления неравенства», — указал он.

«Система „добровольный покупатель — добровольный продавец“ была введена на основе рыночных цен фермерских хозяйств. И это было воспринято как справедливая компенсация, вместо того, чтобы сказать, как насчет того, чтобы мы посмотрели на то, как была приобретена земля и какие сделаны улучшения. Это всего лишь пример того, как конституционное положение было истолковано очень узким образом и затем использовалось для защиты прав тех, кто имеет привилегию владеть ресурсами».

Амупанда, старший научный сотрудник Университета Намибии, указал еще на несколько недостатков в тексте конституции.

«В нем содержатся прекрасные принципы государственной политики (статья 95), но эти принципы являются всего лишь руководством и не могут быть применены на практике. Принципы внешней политики устарели, поскольку они были приняты еще во времена холодной войны. Само правительство даже не придерживается этих устаревших принципов», — отметил он.

«Статья 16 гласит, — добавил ученый, — что парламент может запрещать или регулировать владение землей иностранцами, но никогда не давала указаний относительно обращения граждан, о том, что парламент не выполняет эту задачу. В результате иностранцы теперь владеют 1,2 миллионами гектаров нашей земли».

Ринаани Муутуа, попечитель Фонда социальной и экономической справедливости, заявила, что конституция привела к неравенству и бедности в стране.

«Например, несмотря на то, что статья 95 нашей Конституции возлагает на государство ответственность за благополучие всех намибийцев, правительство может быть привлечено к ответственности только в том случае, если располагает достаточным количеством ресурсов, чтобы обеспечить людям достойный уровень жизни», — указала она.