Муравей на самоизоляции. Ученые изучили поведение заболевших животных
Социальное поведение животных во время болезни изучил и описал международный коллектив ученых, 4 марта сообщает информационный портал Phys.org.
Задолго до того, как люди стали практиковать самоизоляцию и социальное дистанцирование из-за COVID-19, многие животные инстинктивно отгораживались от сородичей, если заболевали.
В обзоре, опубликованном в Science, профессор биологических наук Технологического колледжа Вирджинии Дана Хоули и ее коллеги из Техасского университета в Остине, Бристольского университета, Техасского университета в Сан-Антонио и Университета Коннектикута изучили некоторые из многих видов животных, которые практикуют социальное дистанцирование.
Хоули подчеркнула, что подобное поведение животных «может кое-что сказать нам о том, что мы должны делать как общество», чтобы остановить распространение бактериальных, вирусных и паразитарных инфекций.
«Оставаться дома и ограничивать взаимодействие с другими людьми — это интуитивная поведенческая реакция, когда мы чувствуем себя больными, — и та, которую мы видим у многих видов животных в природе. Но люди часто подавляют этот инстинкт ценой огромных потенциальных потерь для себя и наших сообществ из-за того, что вынуждены продолжать работать или посещать занятия даже во время болезни», — заявила Хоули.
Ученые изучили поведение заболевших летучих мышей-вампиров. Эти животные питаются исключительно кровью других животных, которую достаточно трудно найти, поэтому летучие мыши формируют прочные социальные связи, делясь едой и ухаживая друг за другом.
Чтобы узнать, как поведение летучих мышей меняется в ответ на инфекцию, исследователи вводили животным небольшое количество клеточной мембраны из грамотрицательных бактерий, известных как липополисахарид. Безвредное вещество вызывает иммунный ответ и, как следствие, снижение активности и ухудшение ухода за собой у летучих мышей, не подвергая их действительному воздействию патогенов.
«Пассивное социальное дистанцирование у летучих мышей-вампиров является „побочным продуктом“ поведения во время болезни», — отметил соавтор исследования, доктор философии Себастьян Стокмайер. «Например, больные летучие мыши-вампиры могут быть более сонливыми, чтобы сохранять энергию на дорогостоящий иммунный ответ. Мы видели, что эта летаргия снижает контакт с другими и что больные летучие мыши-вампиры меньше ухаживают друг за другом», — подчеркнул ученый.
Многие виды муравьев также практикуют активное социальное дистанцирование во время болезни. В ходе эволюции некоторые виды муравьев приспособились отказываться от своих сплоченных групп, когда им становится плохо. В этих случаях самопожертвование инфицированной особи рассматривается как акт общественного блага, направленный на защиту остальной части колонии.
В то же время, в животном мире есть примеры и другого поведения: когда здоровые животные изо всех сил стараются исключить больных из группы или сами избежать контакта с ними.
Так, пчелы — еще одна группа социальных насекомых, главная цель которых — делать всё на благо улья и их королевы. Поэтому, когда зараженные пчелы обнаруживаются в улье, здоровым пчелам ничего не остается, кроме как исключить инфицированных пчел, выгоняя их из улья.
У других видов, напротив, не больные особи оставляют место обитания, а здоровые покидают группу, чтобы защитить себя от болезней, — часто с огромным риском для жизни. Например, здоровые карибские лангусты покидают свое логово, когда обнаруживают в нем инфицированного члена группы. Это не только приводит к потере защиты их логова, но и подвергает семью риску нападения хищников. Однако для лангустов этот риск стоит того, чтобы избежать смертельного вируса.
Проводя параллель с нынешней ситуацией пандемии коронавирусной инфекции, Хоули подчеркнула, что «COVID-19 высветил множество способов поведения для борьбы с болезнями».
«Если вы сидите в самолете, и кто-то рядом с вами кашляет, вы можете наклониться на одну сторону своего сиденья. Есть так много способов изменить поведение, чтобы минимизировать риск заболевания, и мы делаем это всё время, не задумываясь, потому что это эволюционно укоренилось в нас», — заключила Хоули, подчеркнув, что именно сейчас становится ясно, насколько важно социальное дистанцирование для защиты человечества от болезней.
На Западе уже давно господствует взгляд на человека как на социальное животное, и поэтому поиски примеров поведения для человека в животном мире не являются чем-то необычным.
Но человечество знает и другие примеры поведения во время болезней, когда благодаря самопожертвованию граждан опасная эпидемия останавливалась в самом начале.
Так, в 1939 году в московскую больницу попал больной с диагнозом «крупозное воспаление легких». За несколько минут распознавший легочную чуму — болезнь со стопроцентным летальным исходом — дежурный врач Симон Горелик изолировался вместе со своим пациентом, зная, что обречен на смерть. Благодаря подвигу Горелика распространения смертельной болезни удалось избежать.