На 130-летии Макаренко: стратегии развития образования в России нет
В Москве прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 130-летию Антона Семеновича Макаренко «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив отечественного российского образования», 21 июня сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Конференция длилась два дня, и в съезде поучаствовали представители большинства сообществ, занимающийся развитием и исследованием идей Макаренко, а также других выдающихся педагогов-новаторов мирового масштаба.
Конференция макаренковедов, по заявлению организаторов, была нацелена на поиск путей стратегии развития образования в современных российских условиях. Однако все доклады были в основном посвящены анализу и обобщению опыта выдающегося педагога, а также награждению участников конференции медалью А. С. Макаренко. В итоговом докладе конференции, проходившей в Институте стратегии развития образования РАО, прозвучала констатация факта о том, что «внятной стратегии развития отечественного образования, к сожалению, сегодня нет».
«Мы знаем, что ценностям научить нельзя. Просто передать, рассказать. Мы прекрасно знаем, это он делал в коллективе, создавал условия для этого в коллективе. И можно назвать два его главных механизма в коллективе, которые ему помогали формировать таких людей, которые и деловитые, и патриоты, и эмоционально культурные. Первый путь — это путь, который, может быть, покажется сегодня не современным, это путь внушения и подражания. Когда они приходили в его коллектив, я разговаривала со многими воспитанниками, человек двадцать за все годы моих занятий Макаренко, и многие из них говорили, что просто, когда они попадали, были ошеломлены: красота, цветы, форма, порядок. И Макаренко сам говорил: коллектив должен быть любимым. Если они любили его, тогда конечно они принимали эти ценности, которые там существуют», — рассказывает Лариса Ивановна Руководитель «Центра развития социально-педагогических идей А. С. Макаренко» из Волгограда.
Частым упоминанием конференции стало сходство идей и подходов в образовании с американским философом педагогики Джоном Дьюи, который оценивал творчество Макаренко так: «Это педагогический урок могущества свободы, любви к труду и игре. Урок, который должен научить и нас», рассказывает Шустова Инна Юрьевна.
«Мне кажется, и Макаренко и Дьюи думали действительно о том, чтобы этот мир был лучше. И это их тоже объединяет. Они понимали, что школа — это не вестибюль в коридорах жизни, это сама жизнь. Поэтому то, что они делали школу, построенной на таких моментах, как община, общение детей разных возрастов, включенность в образование всех поколений, связь школы с музейной педагогикой, как это было у Дьюи. Но и Макаренко очень многое делал, чтобы его колонисты посещали театр, и знакомились с ценностями культуры. То есть вот этот масштаб, их видение этой жизни, и понимание того, что они должны сделать мир лучше, их объединило, и они заняли свое достойное место», — выступил ведущий научный сотрудник центра стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Напомним, согласно позиции ЮНЕСКО, высказанной на конференции 1988 года, А. С. Макаренко отнесен к четырем педагогам мира, определившим способ педагогического мышления в XX веке. Другие трое — это Джон Дьюи, выступавший против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в Третьем рейхе, известный немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер и американка Мария Монтессори.
Весь мир знает о Макаренко, его высоких достижениях в области коррекционной педагогики, но применяются они в современной системе образования, как отечественной, так и зарубежной, крайне редко.