1. Экономическая война
  2. Экономика Африки
Виндхук, / ИА Красная Весна

В Намибии государственный долг достиг критического уровня — эксперт

Изображение: (сс) kschneider2991
Рост госдолга
Рост госдолга

Выполнения своих целевых показателей по государственному долгу не смогло добиться правительство Намибии в 2022 году, следует из данных Института исследований государственной политики (IPPR), пишет 26 января газета New Era LIVE.

По данным IPPR, правительство явно не смогло достичь целевого показателя государственного долга в 35% от валового внутреннего продукта (ВВП), установленного в 2012/13 году.

Министр финансов Иипумбу Шиими, представляя в Национальной ассамблее среднесрочный обзор бюджета на 2022/23 год, заявил, что за предыдущий финансовый год, закончившийся в марте 2022 года, общий объем долга составил 126,1 млрд намибийских долларов, N$, ($7,327 млрд), что эквивалентно 66,9% ВВП. По состоянию на полугодовую отметку, общий объем долга составлял уже N$136,2 млрд ($7,914 млрд), что эквивалентно 69% ВВП.

По словам представителя министерства финансов, текущие выплаты долга Намибии составляют около N$1,5 млрд каждые три месяца.

«Расходы на обслуживание долга продолжают расти выше нашего желаемого уровня в 10% от выручки. Это придает дополнительный импульс призыву стабилизировать темпы накопления долга в будущем», — сказал Шиими.

Ожидается, что министр финансов выступит со своим бюджетным заявлением 22 февраля 2023 года.

Экономист IPPR Робин Шербурн на этой неделе предположил, что уровень долга стремительно растет главным образом потому, что правительству всегда было легче занимать, чем принимать болезненные решения о сокращении расходов.

Из-за этого затруднительного финансового положения объем государственного долга Намибии, как ожидается, увеличится в течение 2022/23 финансового года до N$138,4 млрд, что эквивалентно 69,6% валового внутреннего продукта.

Неуклонно растущий уровень долга создает тяжелые последствия для суверенного кредитного рейтинга Намибии в международных рейтинговых агентствах.

«Это означает, что Намибия всё меньше рассматривается как безопасная страна для инвестиций, что затрудняет или удорожает получение средств на международном уровне. Параллельно с ухудшением долговой ситуации суверенный кредитный рейтинг Намибии, показатель кредитоспособности страны, предоставляемый Fitch Ratings и Moody’s, также ухудшился с инвестиционного уровня до статуса „мусорного“ после понижения в 2017 году», — заявил Шербурн.

Экономист посоветовал правительству держать расходы в узде и медленно погашать долги. По его словам, фундаментальная реформа государственного сектора была бы экономически наиболее разумным путем в долгосрочной перспективе, но это, увы, не рассматривается.

Шербурн отметил, что необходимо предпринять ключевые шаги: «Министерство финансов, Центральный банк и Национальная комиссия по планированию должны обеспечить, чтобы у них была точная и всеобъемлющая картина всего государственного долга, и одобрение любого кредита должно быть централизованным. Всеобъемлющий и подробный отчет о государственном долге Намибии должен быть опубликован как часть национального бюджета».

Во-вторых, он добавил, что парламенту следует предоставить полномочия одобрять все иностранные займы государственному сектору, как это имеет место, например, в соседней Ботсване. Это, по его словам, обяжет отраслевого министра объяснить парламенту, почему берется кредит, каковы будут его последствия и как он будет погашен.

В-третьих, все кредиты должны подвергаться более тщательному экономическому контролю. Парламентарии должны обращать внимание на высокий уровень долга и консультируют правительство.

Долг Намибии приближается к уровням, которые в других странах привели к долговому кризису. В будущем правительству следует быть гораздо более осторожным в отношении принятия новых долговых обязательств. Если кто-то предлагает вам кредит, это не значит, что вы должны его брать, указал экономист.