Госэкспертиза предложила передвинуть исторические здания, мешающие ВСМ

Алессандро Маньяско. Привал бандитов
Алессандро Маньяско. Привал бандитов

Особое значение комплекса зданий Фарфоровского поста для истории и культуры Санкт-Петербурга в свете строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) признала государственная экспертиза, 16 июня сообщается на сайте комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства города.

Ранее местные жители в течение двух лет пытались защитить свои дома от сноса ради строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. В феврале 2023 года комплекс зданий Фарфоровского поста был признан объектом культурного наследия.

Согласно проекту ВСМ, должны были быть снесены пять зданий дореволюционной постройки, а также вокзал на станции «Фарфоровская», построенный в 1911 году. К разбирательству в ситуации были подключены администрация президента РФ и Следственный комитет.

Проведенная «ЛенСтройУправлением» экспертиза подтвердила культурную значимость шести двухэтажных домов из кирпича. Четыре их них — жилые, один дом — станционный павильон, и еще один — административное здание. Комплекс начали строить в конце XIX века и достроили к 1915 году.

«Физическая сохранность является свидетельством о наличии историко-культурной, художественной и эстетической ценности пространственно-планировочной структуры застройки местности», — говорится в заключении экспертизы.

Тем не менее строительство ВСМ продолжает планироваться, а для сохранения исторического комплекса его предлагается передвинуть в целом виде без разборки. Предполагается, что удастся сохранить композиционную особенность комплекса, когда пассажиры проезжающих мимо поездов смогут и дальше воспринимать застройку как историческую.

Напомним, согласно проекту высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом предлагается обеспечить движение поездов со скоростью от 200 до 400 км/ч, что снизит время перемещения между двумя крупнейшими городами страны до 2 часов 15 минут. ВСМ может заработать в 2029 году, из-за чего ожидается рост пассажиропотока между городами в 4,5 раза до 23 млн человек к 2030 году.