Объединение Румынии и Молдавии может вызвать протесты. Мнение

Объединение Румынии и Молдавии принесет Бухаресту бюрократические и юридические коллизии, которые могут вызвать огромные внутриполитические и социальные риски, поэтому Румыния не заинтересовано в таком объединении, заявил политолог, доцент Финансового университета при правительстве РФ Алексей Мартынов 25 января газете «Взгляд».
«В августе прошлого года на День независимости Молдавии в Кишинев прилетали президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц. Ранее визит совершала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Все они брали президента Майи Санду за локоток, мило общались, поддерживали евроинтеграционные устремления молдавского народа», — напомнил Мартынов.
Далее он подчеркнул, что визиты и «обещания пока ни к чему не привели». Таким образом, доверие к президенту и такому политическому движению в ЕС снижается.
«Затем Санду захотела попасть в ЕС через унию с Румынией, обосновывая это историческими предпосылками. Бессарабия после 1918 года и подписания Брестского мира была незаконно аннексирована Румынией и пробыла в этом состоянии до 1940 года. Затем эта территория согласно так называемому пакту Молотова–Риббентропа была присоединена к СССР», — рассказал политолог.
Тогда Санду поддерживали порядка 10% последователей унионизма, плюс и сегодня 10%, если начнет референдум об объединении с Румынией. Еще приблизительно 20% поддержат этот курс. посчитал Мартынов.
«Но остальные 70% процентов я бы отнес к условно колеблющимся. Поэтому результаты потенциального референдума далеко не очевидны. Идея унии может не набрать большинства голосов молдаван», — заметил он.
Мартынов обратил внимание на то, что Румыния опасается объединения с Молдавией.
«Объединение несет для Бухареста бюрократические и юридические коллизии, которые угрожают огромными внутриполитическими и социальными рисками», — продолжил сполитолог.
Мартынов пояснил, что многие этнические меньшинства на территории Румынии, которые получают дотации из Евросоюза, сами не захотят ничего менять, чтобы не лишиться денег. Появление Молдавии в составе страны изменит ситуацию. «Думаю, не нужно говорить о том, какие волнения это вызовет и дестабилизирует часть общества. Очевидно, Бухарест на это никогда не пойдет», — отметил политолог.
Ранее президент Румынии Никушор Дан отказался от проведения референдума об объединении с Молдавией, сообщает Agerpres. Как он полагает, пока нет желания народа, «нет воли» молдавского населения, плебисцит по такой теме ни к чему.
«Румыния обязуется поддерживать Молдавию на ее европейском пути. Это цель, которую преследуют граждане страны через уполномоченные ими органы власти. Плюс другие вопросы, такие как энергетика, экономическая взаимосвязь.», — сказал Дан.
Однако, Майя Санду заявила, что вступление Молдавии в Евросоюз — это реальна стратегия выживания республики. «Когда международное право уже недостаточно тебя защищает, нужно быть частью союзов, иметь хороших, надежных друзей, способных прийти на помощь, когда это необходимо», — уверена президент.
Помимо этого, Молдавия, как уже говорила президент республики, собирается и далее передавать гуманитарную помощь Украине, как ей позволит бюджет. Санду связывает успешность и безопасность Молдавии с устойчивостью Украины.
Ранее глава молдавского МИД Михай Попшой объявил о начале отказа от соглашений, которые оформляют статус Молдавии в СНГ. Глава МИД России Сергей Лавров, подчеркивал, что сближение Молдавии с Евросоюзом грозит потерей ее государственности.