1. Война идей
  2. Новый экономический уклад
Москва, / ИА Красная Весна

«Там нет человека» — политолог о четвертой промышленной революции

Изображение: TheDigitalArtist, pixabay, cc0
Андроид
Андроид

В западной теории четвертой промышленной революции нет человека, заявил политолог Дмитрий Евстафьев 3 декабря в эфире радиостанции «Вести ФМ».

Евстафьев, комментируя книгу Клауса Шваба «Технологии четвертой промышленной революции», которая, по мнению политолога, «отражает взгляды абсолютно дистиллированных западных либералов на экономику», подчеркнул: «Здесь четко написано, что человек должен изменить свой мозг, для того чтобы воспринимать некую виртуализированную экономическую реальность, чтобы двигаться, как говорится, плыть в революцию дальше. В четвертую промышленную революцию. По прочтении этой книги у меня возникло страшное ощущение полной подавленности и где-то даже растерянности».

Политолог отметил одну из важнейших, на его взгляд, составляющих модели будущего, которую предлагает западная мысль — это то, что в ней уже нет человека.

«В этой четвертой промышленной революции в принципе нет людей. Не понятно, а зачем мы ее совершаем <…>. То есть смысл развития исчез полностью», — заключил свою мысль Дмитрий Евстафьев.

Напомним, четвертая промышленная революция, более известная как «индустрия 4.0», получила свое название от инициативы 2011 года. Группа немецких бизнесменов, политиков и ученых определили четвертую промышленную революцию как средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Германии через усиленную интеграцию «киберфизических систем» в заводские процессы.

Отличительной чертой этой революции является объединение промышленности и цифровых технологий, приводящее к созданию цифровых производств.

Комментарий редакции

Проблема 4-й промышленной революции заключается не в самой цифровизации как таковой, а в мировой системе, при которой целью является не развитие человека, а максимизация прибыли. Автор книги «Технологии четвертой промышленной революции» Клаус Шваб в предисловии предупреждает, что то, на что будут направлены новые технологии, зависит от людей, которые будут их внедрять. Тем не менее, поскольку, несмотря на декларацию заботы о человеке и природе, в капиталистическом обществе развитие основано на рынке и примате частной собственности, успех внедрения результатов технического прогресса в первую очередь будет оцениваться рынком, а не их влиянием на развитие человека.

Именно поэтому внедрение передовых технологий будет вести за собой дальнейшее усиление неравенства как между отдельными гражданами государства, так и на межгосударственном уровне, а надежды автора книги на то, что передовые технологии при должном отношении к ним создадут «более справедливый, устойчивый, процветающий и спокойный мир», абсолютно не обоснованы. Любой инструмент можно использовать как во благо, так и во вред человечеству — в зависимости от целей использования. Однако даже благие цели не гарантируют правильное использование инструмента в пределах системы, настроенной на совершенно другие цели. Эта система будет блокировать применение инструмента в заявленных целях и давать зеленый свет в том направлении, на которое она настроена.