В Европе распространяется Конго-Крымская геморрагическая лихорадка

Бёклин Арнольд. Чума. 1898
Бёклин Арнольд. Чума. 1898

В Евросоюзе разрабатывают вакцину и новые тесты против Конго-Крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ), 14 апреля сообщает журнал Horizon.

Смертельная болезнь, которой люди могут заразиться от клещей, распространяется по всему континенту, ЕС ищет новые тесты и вакцину от этой инфекции.

«Клещи перемещаются по Европе из-за изменения климата, и тенденциями более длинного и засушливого лета», — сказал профессор Али Миразими, вирусолог из Каролинского института в Швеции.

Испанским врачам было сложно диагностировать первый случай ККГЛ в 2016 году, потому что геморрагическая лихорадка отсутствовала в Западной Европе. Медсестра в больнице также заразилась от пациента лихорадкой, но выжила после нескольких недель в реанимации.

Затем, в июле 2022 года, еще один мужчина в Испании был госпитализирован с тем же заболеванием. Теперь ученые предупреждают, что ККГЛ, которая может убить от 10% до 40% пациентов, распространяется на север и запад Европы.

Болезнь переносит клещ, который питается мелкими животными в молодом возрасте, а затем переходит на более крупных, включая домашний скот, во взрослом возрасте.

Впервые ККГЛ была описана во время вспышки в 1944 году среди солдат в Крыму на северном побережье Черного моря, где спорадические вспышки регистрируются до сих пор. Так же эндемичными районами считают Африку, Восточную Европу, Турцию, Центральную Азию и Индию. Болезнь распространяется по всему миру.

Один зараженный клещ может произвести тысячи инфицированных яиц. Молодые клещи питаются мелкими млекопитающими, такими как кролики, а также птицами.

Связь с птицами позволяет клещам путешествовать автостопом, а вирусу колонизировать новые территории.

«Как только мы находим зараженных клещей, мы знаем, что рано или поздно произойдет вспышка», — сказал Миразими.

Вирус в настоящее время находится в клещах, например, в Италии, но вспышек не было. Его появление в новых странах опасно тем, что врачам бывает сложно выявить новое заболевание у пациентов.

«У нас нет хороших медицинских препаратов. Нет хорошего противовирусного средства, нет одобренной вакцины, и знания о болезни не полны» — сказал Миразими.

Это означает, что у врачей нет другого выбора, кроме как полагаться на общее лечение, которое состоит из жидкостей, лекарств и интенсивной терапии, если это необходимо.

Еще одна проблема заключается в том, что человек, инфицированный геморрагической лихорадкой, может передавать ее близким контактам через слюну и пот. Это представляет риск для членов семьи, а также для врачей и медсестер, лечащих человека.

Так что чем раньше будет поставлен диагноз пациенту, тем лучше для всех, ведь быстрая диагностика позволяет должным образом изолировать пациентов.

Вирусы, вызывающие геморрагические лихорадки, обычно циркулируют у животных, например, в летучих мышах (что верно в отношении вирусов Эбола и Марбург), и редко передаются людям. Как только такие инфекции происходят, иммунная система многих людей борется с захватчиком так яростно, что происходит фатальное повреждение органов.

В Швеции, запустили испытания вакцины против ККГЛ в 2017 году и должны завершиться в июне этого года. До сих пор разрабатывались два типа вакцин. В рамках запланированной последующей работы испытания безопасности вакцины будут проведены в Швеции в конце этого года или в начале 2024 года. Затем испытания фазы III, призванные доказать эффективность вакцины, могут быть перенесены в Турцию.

Вакцина будет нацелена на людей, находящихся на передовой, подвергающихся наибольшему риску. К ним относятся врачи, медсестры, ветеринары, работники скотобойни и, возможно, даже туристы в эндемичных районах.

Хотя ККГЛ все еще редко встречается в Европе, она создает серьезные проблемы.