1. Социальная война
  2. Законодательные акты
Ташкент, / ИА Красная Весна

Суды Узбекистана всё еще частично опираются на законы СССР — расследование

Изображение: Министерство Юстиции Узбекистана
Кодекс законов Узбекистана
Кодекс законов Узбекистана

Нормами из законов СССР должны руководствоваться суды Узбекистана при вынесении решений за нарушение порядка проведения мирных собраний, следует из публикации 17 декабря организатора Бессмертного полка в Ташкенте Тимура Исмаилова в связи с запросом депутата Расула Кушербаева.

Скандал с определением порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций, на который ссылаются суды республики при вынесении приговоров, начался с вынесения административного наказания блогеру Олимжону Хайдарову 13 декабря. Хайдаров опубликовал видео с акцией протеста рабочих в Фергане, после чего его обвинили в сговоре с рабочими и оштрафовали на 21 млн сум (около 120 тыс. рублей).

В Узбекистане с наступлением холодов развернулся масштабный энергетический кризис. Правительство заявило, что снабжение газом населения является приоритетом и ограничило подачу газа на промышленные предприятия. Вследствие этого многие предприятия были остановлены. В Фергане семеро рабочих вышли на акцию протеста и потребовали возобновить подачу газа, так как из-за прекращения подачи около 10 тыс. человек остались без работы.

Позже депутат парламента Расул Кушербаев вступился за рабочих, заявив, что в Узбекистане нет узаконенного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций. А значит его невозможно нарушить. При этом депутат запросил Верховный суд предоставить сведения об этом порядке. Ведь если лица признаются виновными, значит, суду этот порядок известен.

Тимур Исмаилов опубликовал статью «В помощь Расулу Кушербаеву или о трех статьях с наказанием за общественную активность». В статье Исмаилов рассказал, что еще в 2021 году ташкентский активист Максим Черников запросил Верховный суд Узбекистана разъяснить требуемый порядок, на что суд ушел от ответа и отписался, что судебные решения в Узбекистане выносятся на основании Уголовно-процессуального кодекса, а административные — Кодекса об административной ответственности (КоАО).

За несколько лет Тимуру Исмаилову удалось выяснить, каким образом может существовать наказание за нарушение «несуществующего» порядка.

Так, Исмаилов напомнил, что как государство Узбекистан был создан не в 1991 году, а в 1924, а значит следует искать требуемый документ еще в советском законодательстве. В частности, в Указе Президиума Верховного Совета СССР № 9306-XI от 28.07.1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» (далее — Указ № 9306-XI).

«Это был единственный раз, когда принимался механизм осуществления общественной активности на территории Узбекистана, и… Указ № 9306-XI и есть тот самый „таинственный“ порядок, части которого действуют по сей день», — отметил Исмаилов.

Он добавил, что в системе советского права не существовало единой административной и уголовной ответственности, а у каждой республики было свое соответствующее законодательство. Поэтому в августе 1988 года Президиум Верховного Совета УзССР дополнил КоАП и УК статьями 188¹ и 191⁷, обе из которых назывались «Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций».

«Именно этим актом в законодательство об административной и уголовной ответственности Узбекистана были введены меры за нарушение порядка осуществления общественной активности, и ссылались они на общесоюзный Указ № 9306-XI», — отмечает Исмаилов.

Далее Исмаилов, рассказывая о дальнейших изменениях законодательства, напоминает, что к концу 1980-х годов перестройка ввергала советскую страну в хаос. Это ощущалось и в Узбекистане, вследствие чего было принято Постановление Верховного Совета УзССР № 3578-XI «О мерах по стабилизации общественно-политической обстановки в республике», где устанавливалась ответственность руководителей предприятий и учреждений за создание условий и предоставления оборудования и имущества для организации несанкционированного собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации. Именно после этого постановления Президиум Верховного Совета УзССР дополнил КоАП статьёй 188² с аналогичным названием.

Исмаилов продолжает, что после распада СССР все законы и подзаконные акты СССР до принятия соответствующих актов Узбекистана продолжили действовать на территории республики в части, не противоречащей внутреннему законодательству, что установлено решениями Верховного совета и кабинета министров Узбекистана 1992 года.

Это и является тем самым основанием, по которому части советского порядка проведения общественной активности продолжили действовать в Узбекистане и продолжают действовать до сих пор, хотя Союза уже тридцать лет как нет, отмечает Исмаилов. В прошлом году Конституционный суд республики письменно разъяснил продолжение действие частей Указа № 9306-XI.

После принятия новой Конституции 1992 года законодательство УзССР также продолжило действовать в части, не противоречащей Конституции. На этом основании продолжили действовать КоАП и УК с тремя статьями за нарушение порядка мирных собраний, по-прежнему ссылаясь на вневедомственный Указ № 9306-XI.

В 1995 году, при вступлении в силу новых административного и уголовного кодекса большая часть статей и формулировок «перекочевала» туда из старых кодексов. Это коснулось и вышеуказанных статей, которые стали статьями 201, 202 КоАО и статьёй 217 УК.

Хотя к настоящему времени Закон «Об органах внутренних дел» дополнительно относит к компетенции начальников ОВД городов и районов блокирование участков местности и ограничения на них движения при проведении митингов, уличных шествий и пр., за тридцать лет не был принят новый порядок проведения данных мероприятий взамен советского, который, добавляет Исмаилов, по сути является уведомительным.

В 2019 и 2020 году МВД Узбекистана разработало проект Закона «О митингах, собраниях и демонстрациях», который предусматривал жесткий разрешительный порядок и устанавливал существенные сроки подачи заявления — за полтора месяца (30 рабочих дней) в первой и три недели (15 рабочих дней) во второй редакции. законопроект был повсеместно раскритикован, в том числе в официальном документе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое подчёркивает, что свобода мирных собраний является правом, а не привилегией.

В итоге Исмаилов отмечает, что привлекать к ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций можно, если были нарушены те или иные требования действующих частей советского Указа № 9306-XI. Запрет же на данные мероприятия может быть вынесен только президентом и только в указе о введении чрезвычайного положения, как это было в Каракалпакии летом 2022 года.

Говоря о практике, Тимур Исмаилов пишет, что 14 декабря им было заявлено в соответствии с Указом № 9306-XI о проведении в следующем году шествия «Бессмертный полк». Теперь начальник ГУВД г. Ташкента должен принять административный акт о блокировании местности, как это следует из Законов «Об органах внутренних дел» и «Об административных процедурах».

Читайте также: В Узбекистане разработан проект закона по регулированию проведения митингов