Завершилась выставка  инсталлятора Цай Гоцяна «Октябрь»

Изображение: Любовь Незнамова
Инсталляция «Звук», выставка «Октябрь» Цая Гоцян, 12.11.2017
Инсталляция «Звук», выставка «Октябрь» Цая Гоцян, 12.11.2017
Инсталляция «Звук», выставка «Октябрь» Цая Гоцян, 12.11.2017

Завершилась выставка Цая Гоцяна «Октябрь», посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, в музее имени А. С. Пушкина, 12 ноября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Выставка представляла собой несколько инсталляций. Первая находится снаружи у входа в музей («Осень»). На ступенях внутри здания посетителей встречает полотно с надписью порохом неполной цитаты из «Интернационала» («Звук»).

Далее в залах располагается огромная инсталляция «Народ» и презентация проекта «Октябрь» — дневного пиротехнического спектакля к 100-летию революции на Красной площади Москвы, который не состоялся. Всё это перемежается с воспоминаниями детства автора. Больше всего внимание посетителей привлекал проект пиротехнического шоу. Образы в нем появлялись последовательно, одним из них была едва различимая радуга, в сопроводительном тексте к шоу написано, что она призвана оставлять «чувство надежды и несбывшейся мечты».

О части инсталляции «Народ», которая называется «Сад», в сопроводительном тексте сказано: «Пространство, сотканное из утопических надежд прошлого (корреспондент КВ: представлены цитаты из советских и революционных плакатов), возникает подобно миражу». Далее добавлено, что «мечты, молодость, бесстрашие, патриотизм, героизм и жажда стремления к свободе, эти образы-видения являются архетипами Утопического сада».

Посетительница выставки: «Сложилось впечатление, что автор выставки ни во что не верит и его собственные детские мечты разбиты, даже несмотря на то, что он знаменит. Выставка полна грусти. В сопроводительных текстах к некоторым инсталляциям прямо говорится о грусти и несбывшихся надеждах, об утопии. Приводятся слова автора о его восхищении русским искусством, как сильно оно повлияло на него в детстве, как он перерисовывал репродукции картин русских художников. В итоге автор не стал художником, хотя очень хотел и долго этого добивался. Не став знаменит как художник, он стал инсталлятором. Это мое субъективное впечатление, но мне показалось, что эта выставка о несбывшейся на данный момент мечте — мечте человечества о более совершенном обществе и о несбывшейся мечте самого автора. Отношение к России мне показалось очень личным».

Другой посетитель выставки был солидарен в своем понимании экспозиции с этим мнением, которое он дополнил следующим: «Несмотря на то, что Гоцян много улыбается, как, наверное, любой американец, он совсем не позитивный художник. Об этом нам говорит его работа, где он оборвал слова „Интернационала“. Оборванная цитата создала впечатление полной безнадеги: „Никто не даст нам избавленья: ни царь, ни бог и не герой“. Дальше в песне, слова из которой взял Цай, говорится, что мы сами добудем себе свободу, но художник оборвал цитату. Во всём этом чувствуется глубокая безнадежность, безвременье, бессмысленность, глубокая степень депрессии. Этим же веет и от инсталляции, которая загородила фасад музея: детские кроватки, которые поросли березками. Березки, в свою очередь, тоже умрут в своих кадках. Это все нависает над зрителем, загородило прекраснейшей фасад. Появляется ощущение рока, которого не избежать, бессмысленности жизни. Лично для меня это странное решение — рассказать таким образом о Великой мечте Человечества, пусть и не сбывшейся на данный момент. Экспозиция как бы говорит зрителю: не мечтайте ни о чем, всё тлен. А без мечты жизнь становится бессмысленной. Вот как раз безнадегу из-за жизни без мечты автору показать удалось очень хорошо. Не знаю, было ли именно это его задумкой».

Напомним, автор выставки художник Цай Гоцян родился в Китае, в возрасте 29 лет уехал в Японию, там понял, что как художник он не востребован, и занялся пиротехническими шоу. На данный момент художник проживает и работает в США. В одном из интервью Гоцян признался, что в детстве верил в коммунизм, но начал разочаровываться уже в средней школе.