Врач частной скорой помощи: «Капитализм — это порочная система»

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Диагноз
Диагноз

Порочной назвал систему, при которой врачу выгодно иметь много пациентов, врач частной скорой помощи в Санкт-Петербурге Дмитрий Глухачев 5 апреля в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Дмитрий, работающий в частной фирме врачом скорой помощи, рассказал о буднях врача, о своем отношении к существующей в России системе здравоохранения и о проблемах, которые он видит в этой сфере.

Профессию врача Дмитрий выбирал себе не сам. После 8 класса мама уговорила его поступить в медицинское училище. Как потом выяснилось, такой совет ей дала классная руководительница, сказавшая матери, что сыну нужно быть врачом, но в 9 класс его не возьмут из-за троек, а после училища он сможет поступить в медицинский вуз. «Она как в воду глядела, попала точно в цель», — сказал Дмитрий. Действительно, после окончания училища он отслужил в армии, поступил в институт, стал врачом, очень доволен профессией и ни разу об этом не пожалел.

Из государственной медицины в частную Дмитрий перешел в начале 2000-х годов, так как при работе в больнице детским анестезиологом и реаниматологом, даже с учетом подработки на ставку в государственной скорой помощи, зарплаты не хватало, чтобы прокормить семью — жену и двух маленьких детей. Пришлось подрабатывать, а потом и вообще уйти в частную структуру. Тогда зарплата в частных медицинских фирмах была в несколько раз больше, чем в бюджетных предприятиях, Дмитрий это сразу почувствовал.

Сейчас, по словам Дмитрия, зарплата в государственных и частных компаниях почти сравнялась, и ему все равно приходится подрабатывать. За сутки со всеми премиальными врач скорой помощи в частной клинике получает летом около 6 тыс. руб., зимой — около 12 тыс. Ставка — 7–8 суток, но врачей не хватает, приходится дежурить больше. Нормативов никаких нет — сколько поступает вызовов, столько бригада и выезжает. Дмитрий отметил, что хоть он и недоволен зарплатой и переработками, в нынешней клинике за все время его практики самые лучшие взаимоотношения с руководством: все пожелания по улучшению условий работы, приобретению оборудования, обеспечению безопасности и т.п. выполняются, как и трудовое законодательство (представляется отпуск и больничные).

В частной сфере, как и в государственной, каждые 5 лет надо подтверждать сертификат врача скорой помощи. Работодатель также организует курсы повышения квалификации, приглашает для чтения лекций профессоров. Так что, по словам Дмитрия, профессиональный рост практикующего врача идет постоянно — и благодаря собственной практике, и благодаря информированию о достижениях современной медицины.

Мы спросили врача, что он думает о необходимости конкуренции в сфере здравоохранения, и получили в ответ недоумение. По словам Дмитрия, качество работы медика должно быть одинаково высоким везде, и достигать это конкуренцией недопустимо, это необходимо достигать стандартизацией.

Сравнивая качество молодых специалистов, которые приходят на работу в скорую помощь, с подготовкой врачей того времени, когда он сам заканчивал медицинский вуз, Дмитрий отметил, что подготовка, на его взгляд, ухудшилась. И причиной этого он считает, «как ни странно», научно-технический прогресс, выключающий из процесса образования работу мозга. Раньше записывали лекции, и если не успевали за лектором, просили повторить. В результате медленного внедрения информации она запоминалась. Сейчас у всех телефоны, поэтому вместо того, чтобы записывать и прорисовывать рисунки и схемы, их фотографируют. В телефоне информация появляется, а в мозгу не задерживается.

На вопрос, изменилось ли что-то в медицине к лучшему за последнее время, корреспондент получил четкий ответ: «Только научно-технический прогресс. Медицина развивается, и это хорошо. А что касается организации медицинской помощи — то все плохо. Еще и профессионализация разрушается. Появляются узкие специалисты, компетентные только в своей области, широта знаний и опыта уходит, и это очень плохо, особенно в медицинской сфере».

Дмитрий назвал несколько проблем, которые он видит в современной сфере здравоохранения. Проблемой, отвлекающей врача от непосредственной помощи пациенту, является «бумажная волокита». В советское время, по словам Дмитрия, оформляли только медицинскую документацию, и она была меньше. Сейчас обязательно оформление согласия пациента на осмотр и медицинскую помощь. Пациенты вынуждены подписывать многостраничные документы перед тем, как эту помощь получить. При оказании скорой помощи читать внимательно, что пациенты подписывают, они все равно не могут — это немыслимо. Но профессия врача несет высокий медико-юридический риск, поэтому приходится оформлять бумаги, чтобы защитить медперсонал. В частной сфере еще добавляются и финансовые документы — договор на оказание платных услуг, квитанции. А сейчас, благодаря компьютеризации, объем работы еще больше увеличился: массу документов приходится дублировать, внося информацию и в карточки, и в базу на компьютере.

Очень важной проблемой системного характера Дмитрий назвал зависимость зарплаты врача от количества пациентов. Он сказал, что считает это следствием капиталистической системы, при которой медицинская помощь рассматривается как услуга и, как всякая услуга, оплачивается в зависимости от объема работы. Дмитрий назвал систему, когда врачу выгодно наличие пациентов, порочной. По его мнению, в идеале врач вообще не должен думать о зарплате и деньгах, которые он получит или не получит, оказывая помощь. Он должен помогать человеку всеми силами и средствами, которые есть в наличии, только тогда помощь будет эффективной и качественной. Отсутствие мыслей о деньгах позволит сконцентрироваться на пациенте и выбирать наиболее подходящие методы лечения, исключая влияния на выбор как платежеспособности пациента, так и протекции производителей лекарств. В качестве примера альтернативного варианта организации медицинской помощи населению, намного более эффективного, чем в нынешней России, Дмитрий привел систему Николая Александровича Семашко, которая была выстроена в Советском Союзе. Система была основана на профилактике, и ее целью было уменьшение количества пациентов.

Еще одной острой проблемой Дмитрий считает наличие страховой медицины. Он сказал, что страховую медицину надо уничтожать как явление. Даже добровольное страхование должно быть уничтожено, ибо любое страхование это машина для «воровства» денег, которая перенаправляет часть денег, предназначенных на медицинскую помощь, в чей-то карман. Всю медицину, необходимую по жизненным показаниям, надо сделать бесплатно за счет прямых направлений бюджетных денег в медицинские организации. Если гражданин готов сам платить за медицинскую помощь, ему нужно направлять свои деньги тоже прямо в лечебное учреждение, возможно, на депозит, и пользоваться ими по мере надобности. Но прослойка между врачами и пациентами в виде страховых компаний, по словам Дмитрия, недопустима.

«Путь врача не усыпан розами, — сказал Дмитрий в заключение. — Иногда, спасая человека, приходится «умирать» вместе с ним». И добавил, что, несмотря на это, если его дети выберут профессию медика, он им препятствовать не будет.

Напомним, что в газете «Суть времени» был опубликован цикл статей Михаила Дмитриева «Война с системой Семашко» про систему Семашко и ее целенаправленное разрушение в России после перестройки: № 22.