В Кирове предложили законсервировать советские мозаики

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Киров научный
Киров научный

Если сейчас нет денег на реставрацию советской декоративной мозаики — ее нужно законсервировать до лучших времен, сказал глава Вятского отделения Союза художников России Игорь Сметанин 10 марта в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

В начале 2018 года в СМИ города Кирова появилась информация о том, что при ремонте Кировского авиационного техникума с фасада здания исчезнет декоративная мозаика «Киров научный», которую в 60-х годах прошлого века создал художник-монументалист Виталий Удов. Это одна из немногих работ известного в прошлом кировского автора, которая сохранилась до наших дней.

Председатель регионального отделения Союза художников считает: уничтожения мозаики можно избежать даже несмотря на то, что в президентском гранте, который выделен на ремонт фасада техникума, не предусмотрено средств на реставрацию декоративных элементов.

«Я считаю, что если на реставрацию нет денег, и есть опасность утраты мозаики на фасаде, то самое лучшее решение, на мой взгляд, просто законсервировать мозаики до появления денежных средств. Тем более что облицовка керамогранитом позволяет создать воздушный карман под ним, насколько я понимаю технологию», — заявил Игорь Сметанин.

Художник добавил, что для сохранения привычного облика здания изображение мозаики Виталия Удова можно разместить на отремонтированном фасаде.

«Изначально по новому проекту, который нам показывал директор, планируется на фасаде сделать новый рисунок и мы предложили продублировать изображение этой мозаики на поверхности керамогранита, то есть сделать печать на поверхности облицовочных плит. Тем самым облик авиационного техникума сохранится в городской среде в привычном варианте. Наши художники на основе архивных фотографий мозаики уже подготовили вариант изображения, который можно спроецировать на плитку», — сообщил художник.

Изображение: Игорь Сметанин ©
Виталий Удов. Мозаика
Виталий Удов. Мозаика «Киров научный» (левая часть)
часть)(леваянаучный»«КировМозаикаУдов.Виталий
Изображение: Игорь Сметанин ©
Виталий Удов. Мозаика
Виталий Удов. Мозаика «Киров научный» (правая часть)
часть)(праваянаучный»«КировМозаикаУдов.Виталий

Также Игорь Сметанин отметил, что отсутствие финансирования является не единственным препятствием для восстановления мозаики.

«Стоит сказать, что помимо отсутствия денег на реставрацию у нас нет и специалистов, которые могут ее сделать, нужно будет приглашать иногородних. Те мастера, которые работали у нас в этой технике, уже находятся в преклонном возрасте и им это, естественно, будет не под силу сделать», — подчеркнул глава реготделения Союза художников.

В заключение Игорь Сметанин отметил, что кировские художники не планируют направлять в городскую администрацию свой проект по сохранению мозаики.

«Мы послали наше предложение директору Авиационного техникума, а дальше, я считаю, это уже ее право информировать о нашем предложении другие органы. Директор техникума заинтересована в сохранении объекта», — заявил художник.

Отметим, что новость о ремонте фасада техникума приобрела в Кирове широкий общественный резонанс. Многие эксперты, общественные активисты и простые граждане заявляли, что после уничтожения уникального декоративного украшения и облицовки фасада бело-синей «туалетной плиткой», внешний облик здания потеряет свою индивидуальность и будет выбиваться из архитектурного ансамбля Октябрьского проспекта. После этого на сайте Министерства образования Кировской области появилось отрытое голосование, в котором горожанам предлагается выбрать один из видов оформления фасада. Но все предложенные варианты снова не предусматривают сохранение мозаики и опять предполагают облицовку стен «туалетной плиткой», причем ее цвета снова не гармонируют с расцветкой окружающих зданий.

Комментарий редакции

Во времена СССР в областных центрах работали художественно-производственные мастерские, и художники-монументалисты создавали уникальную культурную среду, которая окружала советского человека в повседневной жизни. Выделялись специальные средства для украшения зданий и улиц красочными мозаиками, сграффито, витражами, барельефами и скульптурами. Это была не имевшая аналогов в других странах мира, целенаправленная государственная политика, направленная на воспитание гармонично развитого человека.

Сейчас главной целью стало извлечение денежной выгоды, а не воспитание человека-творца. Поэтому вектор государственной политики переместился на «оптимизацию расходов», а это привело к тому, что никто уже не стремится тратить средства на монументальное декоративное искусство, даже несмотря на постоянные разговоры о необходимости создания «индивидуального облика» населенных пунктов, который якобы обеспечит всем городам «туристическую привлекательность» и приведет к росту инвестиций в региональные бюджеты.