1. Война идей
  2. Внутренняя политика Эстонии
Москва, / ИА Красная Весна

Таллин вмешивается в дела ЭПЦ, стремясь разорвать связи с Русской церковью

Изображение: Пресс-служба ЭПЦ
Таллин. Эстонская православная церковь
Таллин. Эстонская православная церковь

Таллин требует разорвать связи ЭПЦ с Москвой, однако духовенству трудно соблюдать правила, особенно учитывая, что чиновники их часто нарушают. Об этом 10 октября сообщает РИА Новости.

Министерство внутренних дел одной прибалтийской республики решило взять на себя роль наставника, а Европейский пенсионный центр (ЭПЦ) — роль ученика. Священники посещают чиновников на приёме, как на уроках, и обмениваются письмами.

В своём последнем письме канцлер Министерства внутренних дел Тармо Мийлитс предложил ещё раз рассмотреть и внести изменения в устав ЭПЦ. Предыдущие версии документа не устроили его и его коллег.

В документе указано, что Эстонская православная церковь (ЭПЦ) в 1993 году стала самоуправляемой единицей в составе Московского патриархата (МП), и до сих пор подчиняется РПЦ. Чиновники не одобрили новое название ЭПЦ — «Эстонская православная церковь» без уточнения «МП», так как в госреестре уже зарегистрирована Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ), которая подчиняется Константинополю. Отношения двух структур натянутые. МВД рекомендовало разорвать связи с Москвой и отреагировало на самоуправство министерства.

Как заявил в беседе с журналистами епископ Тартуский Даниил (Леписк): «Многие из обсуждаемых вопросов связаны с историческим пониманием. Так что будем, наверное, тоже составлять подробный ответ, где изложим наше видение ситуации».

Епископ отметил, что государство в споре с Церковью использует разные методы: иногда светское законодательство, иногда канонику, что вызывает недоумение. Власти вмешиваются в церковные дела, указывая на правильность или неправильность действий, несмотря на отсутствие полномочий. Епископ объясняет это влиянием Москвы.

В марте на съезде Всемирного русского народного собора в Москве было заявлено о «священной войне» и «жертвах сатанизма». Патриарх Кирилл в сентябре говорил о «духовных центрах Святой Руси» без «границ постсоветского пространства».

Данные высказывания были восприняты МВД Эстонии как угроза национальной безопасности. Министр Лаури Ляэнеметс внес законопроект о признании РПЦ «террористической организацией», а его подчиненные начали работу с Эстонской православной церковью. Вызовы на допросы, рейды по монастырям и, наконец, ультимативное требование внести изменения в устав. Эстонская церковь пошла навстречу. Однако, как отметил Ляэнеметс, предпринятые меры были лишь «косметическими» полумерами, не более того. По его словам, разрыв с Москвой должен произойти резко и сразу.

У эстонских чиновников есть четкое представление о будущем ЭПЦ: они хотят объединить ее с Константинопольской структурой. И уже нашлись те, кто готов помочь в этом процессе.

В конце сентября Совет церквей Эстонии предложил предоставить Эстонской православной церкви (ЭПЦ) статус самоуправляемого викариата. Как объяснили в организации, это позволит ЭПЦ оставаться самостоятельной единицей. Во время богослужений архиереи будут упоминать имя главы ЭАПЦ, а диаконы — своего местного епископа.

В ЭПЦ не согласились с этим предложением. Во-первых, против выступило большинство духовенства и прихожан. Во-вторых, с точки зрения Московского патриархата, это означало бы самовольное переподчинение, а это уже было бы расколом.

Следует отметить, что давление на церковь постепенно возрастает. Представитель Министерства внутренних дел Райво Кюйт заявил, что если священнослужители не выполнят требования, то «государству, в целях обеспечения безопасности, придется прибегнуть к крайним мерам, включая принудительное закрытие церкви через суд».