Установлен новый рекорд цены на картины современных художников
Девяносто миллионов долларов пришлось заплатить покупателю за картину «Портрет художника» британского живописца Дэвида Хокни, 16 ноября сообщает The New-York Times.
Новая цена более чем на $30 млн превышает цену скульптуры «Собака из шариков» американского художника Джеффа Кунса, которая в 2013 году составила $58,4 млн. Картина «Портрет художника» написана в 1972 году. По словам автора, она посвящена эмоциональным переживаниям, связанным с гомосексуальностью.
Дэвид Хокни родился в 1937 году. В 1958 окончил Школу искусств Брэдфорда, а в 1962 Королевский колледж искусств в Лондоне. Он писал и продолжает писать картины, создавал фотоколлажи, для которых даже придумал название — «joiners». В 1995 году Хокни разработал дизайн для BMW 850 CSi.
Вместе с физиком Чарльзом М. Фалько он выдвинул гипотезу Хокни-Фалько, которая гласит: «прогресс в реалистичности изображения, достигнутый в западноевропейской живописи с началом эпохи Ренессанса (например, в ранней нидерландской живописи) не связан с развитием живописи и мастерства художников, а вызван техническим прогрессом, появлением таких оптических инструментов, как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала».
Практиковался Хокни и в создании картин с помощью iPhone и iPad. Согласно опросу 2011 года среди британских художников и скульпторов, проведенного по заказу The Other Art Fair, Хокни является «самым влиятельным художником Великобритании всех времен».
На Западе уже давно пользуются большой популярностью произведения на гомосексуальные темы. Такие фильмы побеждают на кинофестивалях («Горбатая гора», «120 ударов в минуту»). Более того, учреждена специальная награда независимого жюри Каннского кинофестиваля, которая вручается фильмам, освещающим тематику квир и ЛГБТ. Признание, которое настигло картину британца спустя 46 лет после ее написания, скорее свидетельствует не о художественных качествах картины, которые мы, не видя оригинала, не можем подвергать сомнению, а именно о растущей популярности темы ЛГБТ. Кто-то активно и небезуспешно внедряет ее в общественное сознание.
Гипотеза Хокни-Фалько не лишена оснований, но, по мнению большинства искусствоведов, технический прогресс безусловно повлиял на рост живописного мастерства, но был лишь одним из факторов. Решающую роль сыграл глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека в эпоху Возрождения.