Возможность легализации родовых поместий обсудили в Петербурге

Возможные изменения в федеральном законодательстве России для легализации родовых поместий начали обсуждать в Петербурге участники конференции «Устойчивое развитие сельских территорий России, повышения уровня и качества жизни населения (на примере поселений, состоящих из родовых поместий»), 29 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Первый день конференции прошел 28 марта. Во вступительном слове председатель общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов отметил, что нужно восстанавливать традиции, но при этом не возлагать на это слишком большие надежды, так как родовые поместья не могут коренным образом изменить облик сельского хозяйства.
«Во всем мире уже давным-давно знают, что побеждает крупное механизированное производство», — подчеркнул Трусов.

Член ПРП «Русско-Ведово» (Сланцевский р-он Ленинградской области) Светлана Ситникова привела статистические данные по структуре поселений родовых поместий (ПРП) и их образу жизни, полученные в результате анализа 44 анкет, поступивших от ПРП.
44 исследованных поселения разместились на площади 7 тыс. га и имеют разные формы организации (частная собственность, долевая собственность, садоводческое некоммерческое товарищество, аренда и другие). Из 1992 семей, живущих в поселениях, 434 семьи проживают там постоянно. Остальные приезжают на выходные, в отпуск или на летний период.
В ПРП родилось 556 детей. 20% всех дошкольников и школьников воспитываются и обучаются в семьях, остальные посещают городские или сельские детские сады и школы. Практически в каждом поселении своими силами построен культурный центр, в котором проводятся праздники, встречи, ведутся мастер-классы по рукоделию и ремеслам, кружки.
Практически в каждом поместье посажен сад, это не менее 20 тыс. плодовых деревьев и кустарников. Также огородную продукцию в основном выращивают свою, семена используют старые «бабушкины», каждое поместье старается создать собственный семенной фонд. При выращивании культур жители ПРП не используют «химии».
Электричество проведено в поселения в основном по госпрограммам. Постройки отапливаются дровами. Мусор утилизируется каждым поместьем в частном порядке — проводится раздельный сбор, что-то компостируется, что-то сжигается, что-то вывозится в городские контейнеры.
Взрослое население в основном зарабатывает деньги в городе. На все исследованные поселения приходится 200 пасек. Почти каждая из постоянно живущих семей занимается животноводством, излишки продукции продает в основном в индивидуальном порядке.
Каждое поместье высаживает по периметру живую изгородь из деревьев и кустарников. Также лиственные и хвойные деревья высаживаются на общие земли, всего в 44 ПРП за 20 лет высажено около 1 млн деревьев.
Ситникова сообщила, что некоторые члены родовых поместий не хотят себя афишировать и остаются в тени. В докладе инициатора движения «Легальные родовые поместья» Андрея Маханова на тему легализации строителей родовых поместий в рамках действующего законодательства было указано, что по предварительным, подлежащим проверке данным, количество нелегальных родовых поместий составляет до 70%.
Причиной ухода в тень может быть нецелевое использование сельскохозяйственных земель. Маханов привел пример пилотного проекта, когда участки с родовыми поместьями присоединялись к ближайшим населенным пунктам, и жители за свой счет строили дороги, мосты, ЛЭП. Если проект будет признан удачным, то на его примере можно подготовить изменения в законодательство по легализации родовых поместий.
Во время выступлений на пленарном заседании прозвучали предложения изменений в федеральное законодательство, которые позволят развиваться родовым поместьям. В частности, предлагалось разрешить на землях сельскохозяйственного назначения строить жилье в ограниченном объеме.
Кроме того, указывалось на необходимость отдельного закона о родовых поместьях. В ходе дискуссии после пленарного заседания некоторые участники предупреждали, что разрешение строить жилье на землях сельхозназначения будет использоваться инвесторами для извлечения прибыли, а предложение закона о родовых поместьях может загубить саму идею, так как закон будет блокирован.
В частности, было высказано мнение, что законодательные изменения необходимо делать пошагово. Сначала обкатывать пилотные проекты, а потом по их результатам выдвигать предложения. В первую очередь надо четко определить, что это такое — родовое поместье, чтобы нельзя было эту идею извратить.
Предлагались разные определения родового поместья — от формы собственности до образа жизни. Большинство присутствующих сошлись на том, что примешивать к родовому поместью прибыль нельзя. Участникам было предложено после конференции в течение 10 дней обдумать и прислать в оргкомитет свои предложения по определению родового поместья.

В рамках конференции прошлы круглые столы на темы, касающиеся малых форм хозяйствования, передовых технологий в сельском хозяйстве и другие. Планируется публикация докладов.
Конференция продолжит работу 29 марта. Среди заявленных целей конференции — создание условий для полноценной жизни людей в сельской местности, формирование новых рыночно ориентированных малых форм хозяйствования на земле, содействие развитию ПРП.
Напомним, родовые поместья — это участок земли площадью не менее 1 га с домом и постройками, принадлежащий человеку и его семье, живущим на нем. Идею создания родовых поместий, в которых нужно жить по определенным правилам, выдвинул деятель Нью-Эдж писатель Владимир Мегрэ (Пузаков) в книге «Звенящие кедры России». Поместья Мегрэ и его последователи пропагандируют как универсальный рецепт по достижению счастья на земле.
В то же время многие хозяева «родовых поместий» пользуются ими скорее как дачей и не ориентируются на идеологию Мегрэ в своей жизни.
Напомним также, в начале февраля в Петербурге прошла встреча председателя Экспертного совета Общественной приемной председателя комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам Ирины Самохиной с представителями экопоселений и родовых поместий.