В Петербурге признали памятником цеха завода «Русский дизель»

Изображение: цитата со страницы
Цех завода Русский дизель, украшенный лозунгами. 1931 год
Цех завода Русский дизель, украшенный лозунгами. 1931 год

Постройки механического завода «Людвиг Нобель» (после 1918 года — машиностроительный завод «Русский дизель») признаны памятником регионального значения, сообщает пресс-служба комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга 4 октября на официальном интернет-портале.

Соответствующее распоряжение подписал председателя КГИОП Сергей Макаров. В состав объекта культурного значения регионального значения вошли «Чугунолитейный цех» и «Экспериментальный цех машиностроительного завода «Русский дизель», расположенные на Большом Сампсониевском проспекте.

Шведский подданный Эммануил Нобель в 1846 году создал в Санкт‑Петербурге около Сампсониевского моста «Механический колесный завод», а в 1851 году основал фирму «Э. Нобель и сыновья». Основой для будущего Механического завода Нобелей служила фабрика Ишервуда. Компания выполняла государственные военные заказы, после поражения в Крымской войне обанкротилась.

В 1912 году петербургский зодчий Федор Лидваль разработал проект постройки литейной мастерской на заводе Нобеля. Через год инженер-механик Г. Ф. Джонсон создал новый проект литейного цеха, и недостроенные стены были включены в новую постройку. Фасады чугунолитейного цеха оформлены в формах позднего «кирпичного» стиля, типичного для заводских зданий Санкт‑Петербурга XIX века. В 1916-1917 годах к литейному цеху с запада были сделаны несколько пристроек.

Завод был национализирован 28 июня 1918 года, и в 1919 году переименован в «Русский Дизель». Семья Нобелей уехала из Петербурга в 1921 году. В 1923 году завод возобновил производство, и к началу 1930-х годов обеспечивал треть потребностей советских заводов, электростанций и теплоходов в дизельных двигателях. В 1926 году был перестроен лицевой фасад по Большому Сампсониевскому проспекту в связи с необходимостью соединения цеха с железнодорожными путями.

Здание экспериментального цеха построено в 1930-х годах и представляет собой образец фабричной архитектуры периода конструктивизма. Лицевой трехэтажный фасад выполнен в характерных для конструктивизма формах с использованием железобетонного каркаса и заполнением пространства между конструкциями каркаса красным кирпичом и витражными окнами.

Постройки находятся в частной собственности.