Женщины-репортеры готовятся проникнуть в раздевалки борцов сумо

Утагава Кунисада. Борцы сумо (фрагмент триптиха). 1851
Утагава Кунисада. Борцы сумо (фрагмент триптиха). 1851

Смягчение правила нионин кинсей (женщинам запрещено) обсуждается в японской околоспортивной прессе, сообщает 26 июня The Japan Today.

В качестве положительного примера издание вспоминает случай 4 апреля 2018 года, когда во время сумо дзюнге (регионального тура) 66-летний мэр Майдзуру (префектура Киото) Риодзо Татами потерял сознание от субарахноидального кровоизлияния во время приветствия аудитории.

Две женщины-медработницы, случайно оказавшиеся в зале, бросились на дохе (соломенный ринг), чтобы оказать помощь мэру, в связи с чем судья приказал по громкой связи: «Женщины, пожалуйста, покиньте ринг».

Традиция сумо придерживается старого запрета нионин кинсей (женщинам запрещено), и инцидент в Майдзуру возродил продолжающиеся дебаты о том, где проводить границы между «разделением полов» и «дискриминацией».

Председатель Японской ассоциации сумо Хаккаку впоследствии принес извинения, признав, что «судья… отреагировал неадекватно, потому что ситуация могла быть опасной для жизни». Он также поблагодарил женщин за оказание первой медицинской помощи.

Мэр Татами выздоровел и чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы быть переизбранным в феврале следующего года.

Пять лет спустя тема женщин и сумо всплыла снова, на этот раз в несколько ином контексте. Похоже, что запрет на вход репортеров в раздевалки сумо, который был введен из-за пандемии коронавируса, будет снят в следующем месяце, начиная с турнира Большого сумо в Нагое.

В терминологии сумо раздевалки называются ситаку бэйя, буквально «комната для подготовки». Перед своими поединками именно здесь борцы надевают маваши (повязку на живот), а после поединков они моются в общей ванне.

Поскольку раздевалки — идеальное место для спортивных репортеров, чтобы получить комментарии сразу после поединков, неудивительно, что они стекаются туда, чтобы взять интервью у борцов.

Правила, ограничивающие репортеров, постепенно смягчались, и во время большого турнира в Токио, проходившего в мае, журналистам был разрешен доступ в раздевалки всех борцов, кроме сумоистов двух высших рангов.

«Начиная с турнира в Нагое в следующем месяце, все в значительной степени вернется в нормальное русло», — полагают спортивные репортеры, добавляя: «В то же время ходят слухи, что женщины-журналистки, которым до сих пор был запрещен вход в раздевалки, также получат туда доступ».

Некоторые борцы выступают против этого шага.

«На самом деле в прошлые времена женщинам-репортерам разрешался вход в «Ситаку бэйя», чтобы брать интервью у борцов», — пояснил Нобуаки Оми, друг Токийского клуба репортеров сумо. «Но около 30 или 40 лет назад со стороны рестлеров начали поступать жалобы на то, что они чувствовали себя «взволнованными», когда появлялись женщины, и после этого правило было изменено, а доступ женщин был прекращен».

«Когда борцы надевают маваши (повязку на живот), эта работа поручается их помощникам», — продолжает Оми. «Некоторые из них оборачивают нижнюю часть тела пляжным полотенцем, но другие считают такие маневры неудобными и обнажаются полностью».

«В раздевалке находится и большая общая ванна, которой пользуются борцы», — добавляет Оми. «После ухода они заворачиваются в пляжное полотенце и садятся на приподнятую платформу татами в одних трусах».

«Борцы с более низким рейтингом, в частности, заняты уходом за своими старшими товарищами, и у них не всегда есть время завернуть их в пляжное полотенце», — говорит ветеран фотографии сумо.

С таким же успехом вы могли бы требовать доступ и в раздевалку в общественной бане, язвительно замечает ветеран.

По словам вышеупомянутого спортивного репортера, ослабление правила «без женщин» было инициировано Рэйко Йоконо, репортером по сумо Fuji TV.

«Поскольку мы сейчас живем в эпоху гендерного равенства, лидеры ассоциации сумо обязаны прислушиваться к различным голосам», — сказал он. «Однако реакция некоторых молодых борцов была такой: „Я чувствую себя смущенным“. Многие люди ждут, что решит ассоциация».

Когда к ней обратился журнал, Йоконо из Fuji TV горячо отрицала, что инициировала запрос, заявив: «Я не поднимала эту тему в Ассоциации сумо».

«Но если ассоциация будет рассматриваться как дискриминационная, это вызовет критику, и будет ли клуб репортеров мириться с этим? Вы говорите, что некоторые сумоисты утверждают, что им стыдно? Из тех, с кем я разговаривала, никто никогда не говорил мне этого. Но поскольку предполагается, что сейчас мы живем в эпоху гендера, мы должны подумать о том, почему это нормально, что доступ разрешен только репортерам-мужчинам».

Как в прошлом, так и в настоящем, заключает автор, чувство стыда является обычным человеческим свойством. Даже если мы заверяем людей, что они должны чувствовать себя непринужденно, это никогда не бывает так просто, не так ли?