Энергоснабжение отдаленных районов потребовало изменения законодательства

Изображение: © ИА Красная Весна
Романов Михаил Валентинович, заместитель председателя комитета по контролю и регламенту Государственной думы РФ. Санкт-Петербург. 15.03.2019
Романов Михаил Валентинович, заместитель председателя комитета по контролю и регламенту Государственной думы РФ. Санкт-Петербург. 15.03.2019
Романов Михаил Валентинович, заместитель председателя комитета по контролю и регламенту Государственной думы РФ. Санкт-Петербург. 15.03.2019

Многие стандарты, по которым работают энергокомпании, нужно полностью менять. Такое заявление сделал депутат Государственной думы Михаил Романов 15 марта в преддверии научно-практической конференции «Распределенная генерация как основа модернизации энергетики», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На пресс-конференции для журналистов Романов отметил, что современное законодательство в области энергетики содержит нормативы 50-х годов прошлого века, и многие стандарты необходимо изменить. В частности, изменение законодательства требуется для строительства и эксплуатации объектов распределенной генерации, которые могут стать решением проблемы энергоснабжения отдаленных районов. Среди задач предстоящей конференции — подготовка соответствующих предложений по изменению законодательной базы.

VI научно-практическая конференция «Распределенная генерация как основа модернизации энергетики» пройдет в Петербурге 11 апреля. Мероприятие соберет на одной площадке представителей энергетического комплекса и добывающих компаний, законодательной и исполнительной власти, ученых ведущих вузов. Планируется участие около 300 человек.

Председатель оргкомитета конференции «Распределенная генерация как основа модернизации энергетики», директор ООО «НГ-Энерго» Андрей Рудской отметил, что введение распределенной генерации позволит избежать потерь энергии при передаче и обеспечить надежность ее подачи в отдаленных районах России. По словам эксперта, потери при передаче энергии в сетях на большие расстояния составляют до 10–15%. Кроме того, сокращение расстояния от производства энергии до ее потребителя снижает вероятность выхода из строя линий электропередач из-за климатических условий — снега, ураганов.

Изображение: © ИА Красная Весна
Рудской Андрей Александрович, директор компании «НГ-Энерго». Санкт-Петербург. 15.03.2019
Рудской Андрей Александрович, директор компании «НГ-Энерго». Санкт-Петербург. 15.03.2019
15.03.2019Санкт-Петербург.«НГ-Энерго».компаниидиректорАлександрович,АндрейРудской

Рудской подчеркнул, что распределенная генерация — это не альтернатива, а дополнение к уже существующей большой генерации для оптимизации затрат. В первую очередь распределенная генерация выгодна промышленным потребителям, которые имеют постоянную нагрузку. Локальный объект генерации требует меньших капитальных затрат и времени для ввода в действие, что важно для любого бизнеса. В качестве местного топлива можно использовать попутный нефтяной газ, сырую товарную нефть, мазут, так называемый «свалочный» газ, который образуется на свалках.

Однако строительство объектов распределенной генерации наталкивается на ограничения законодательства. Например, нет возможности на законных основаниях перерабатывать «свалочный» газ, который образуется на свалках: в законодательстве нет даже такого понятия. Кроме того, существуют проблемы с подключением малых электростанций к централизованным сетям.

Напомним, на роль распределенной генерации в энергоснабжении удаленных районов указывал президент России Владимир Путин 1 марта в ежегодном послании Федеральному собранию РФ. На конец 2016 года, по данным Росстата, в России было 36 тыс. электростанций мощностью до 25 МВт.

Отметим, что доклад Энергоцентра «Сколково», опубликованный в январе 2019 года, содержал идею о замене устаревших мощностей установками распределенной когенерации (с одновременной выработкой электричества и тепла). Подчеркивалось, что такая «малая» энергетика может заменить и крупные ТЭЦ, выводящиеся из эксплуатации, и что к 2030–2035 годам суммарная мощность этой генерации может составить до 50 ГВт, то есть почти треть совокупной генерирующей мощности.

Эксперты опасаются, что большинство станций такой распределенной генерации окажется вне контроля и управления ЕЭС, то есть единая энергосистема подвергнется дополнительному глубокому дроблению, и возможности маневра мощностями генерации в критических ситуациях уменьшатся.