Как предотвратить подростковые самоубийства? Объясняет психиатр

Чувство одиночества, тревожность, а также недостаток витамина D может привести подростка к депрессии и к суицидальным попыткам, рассказала Петрова Наталия Николаевна. д. м. н., профессор, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного университета 21 ноября на пленарном заседании XX международного конгресса «Здоровье— основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».
По словам Петровой, данные последних лет фиксируют устойчивый рост психологических проблем у молодежи. Она напомнила о крупном обзоре по теме, —«Недавний метаанализ включал 72 исследования, большое депрессивное расстройство было обнаружено на протяжении года у 8%, а на протяжении жизни — у 19% подростков. Причем в период с 2011 по 2020 годы распространенность депрессивных симптомов достигла 37% случаев». Наибольшие показатели, по ее словам, отмечались «в странах Ближнего Востока, в Африке и в Азии».
Эксперт подчеркнула выраженные гендерные различия, — «После 15 лет распространенность депрессии среди подростков женского пола вдвое выше. При этом девочки-подростки чаще совершают суицидальные попытки и чаще имеют суицидальные мысли. Но мальчики чаще совершают законченный суицид. По России ежегодно регистрируется примерно 4 тыс. суицидальных попыток и 1,5 тыс. совершенных самоубийств. А в 2021 году совершили самоубийство 375 несовершеннолетних, из них 254 — в возрасте 15 до 17 лет».
Специалист сообщила и о тревожной тенденции увеличения числа повторных попыток суицида среди подростков.
Петрова привела и результаты американского популяционного исследования 2023 года, которое было проведено среди 12 тыс. старшеклассников. 16% из них курили электронные сигареты, примерно 4,5% — употребляли каннабиноиды, и более 16% употребляли и то, и другое. У всех старшеклассников с зависимостями высокие шансы впасть в депрессию и более высокий суицидальный риск, особенно у лиц женского пола, отметила врач.
Среди симптомов суицидального поведения, по словам докладчика, особое значение имеют тревога и расстройства сна.
«Сетевой анализ выявил в качестве центрального синдрома, образующего фактора депрессии, чувства одиночества. И этот же фактор оказался наиболее сильно связанным с наличием суицидальных мыслей. И был сделан вывод о том, что профилактические усилия должны учитывать опыт одиночества среди подростков. И именно суицидальные мысли предложено расценивать как наиболее четкий показатель тяжести депрессии у подростков», — объяснила Петрова.
Говоря о собственных данных, специалист отметила высокую сопряженность депрессии юношеского возраста и суицидального поведения.
47% обследованных пациентов с депрессией имели суицидальный риск. Была отмечена значительная частота повторных суицидальных попыток. По этому показателю именно лица женского пола отличаются в худшую сторону, отметила Петрова. 50% пациентов имели низкий риск суицида, однако 28% — средний и 22% — высокий. Один из наиболее высоких рисков суицида среди подростков имеет депрессия с картиной метафизической интоксикации.
Отдельный акцент был сделан на биомаркерах. Дело в том, что среди обследованных пациентов только 19% не имели дефицита витамина D, а если брать лиц, совершивших повторные суицидальные попытки, то там не было ни одного подростка, у которого бы не было бы дефицита витамина D.
«Мы получили прямую зависимость риска суицида от уровня дефицита витамина D. Причем, актуальные суицидные идеи были выявлены только у юношей с тяжелым дефицитом витамина D», — подчеркнула ученая.
Затрагивая вопрос профилактики, Петрова отметила потенциал цифровых подходов, но призвала к осторожности.
«Взоры исследователей обращаются к возможностям телемедицины, мобильные приложения. Существуют алгоритмы, которые позволяют по анализу речи и сообщений в соцсетях выявить группу риска. Однако эти методы остаются пока недостаточно исследованными. Отсутствуют доказательные исследования эффективности» — заявила Петрова.
В заключение она подчеркнула необходимость «скрининга депрессии и превенции депрессивных расстройств» в подростковой группе, развития программ раннего выявления суицидальных мыслей и нарушений сна, а также межведомственного подхода, учитывающего фактор одиночества и возможные биологические дефициты.
(теги пока скрыты для внешних читателей)