1. Экономическая война
  2. Электротранспорт
Токио, / ИА Красная Весна

В Японии предложили возить на кораблях электричество с прибрежных ветряков

Изображение: pixabay, cc0
разгрузка контейнеровоза
разгрузка контейнеровоза

Систему доставки электричества с прибрежных ветроэлектростанций на побережье с использованием специальных кораблей с аккумуляторами предложил основатель технологического стартапа PowerX предприниматель Масахиро Ито, 17 октября сообщает Nikkei Asia.

Прибрежные ветроэлектростанции передают выработанную энергию в электросеть по подводному кабелю. Однако прокладка такого кабеля стоит от 100–200 млн иен (от 0,9–1,8 млн долларов) за километр.

PowerX придумала использовать в качестве альтернативы так называемое судно для передачи энергии, и хочет разработать такие суда совместно с крупным судостроителем. Стартап планирует построить свой первый «электровоз» к 2025 году и запустить его в опытную эксплуатацию.

PowerX обещает определиться со своим партнером-судостроителем в начале ноября. Ито убежден, что новые суда-электровозы позволит строить ветряные электростанции в районах, которые сейчас считаются непригодными для работы на море. Ради воплощения идеи бизнесмен ушел с поста главного операционного директора японской сети одежды Zozo и основал PowerX в этом году.

Ито намерен совершить прорыв в области хранения и передачи энергии, который будет стимулировать взрывной рост возобновляемой энергетики. Он явно ориентируется на образ и риторику Илона Маска, обещая революцию в данной области.

Согласно бизнес-плану стартапа, корабли PowerX позволят строить оффшорные ветряные электростанции дальше от побережья, поскольку их больше не нужно будет привязывать к линиям электропередачи. Плавучая ветряная электростанция мощностью 1 гигаватт, расположенная в 100 км от берега, может обслуживаться четырьмя перевозчиками на 1000 контейнеров-аккумуляторов. Каждая из аккумуляторных батарей, оформленная в формате стандартного контейнера, должна хранить 2000 киловатт-часов электроэнергии.

Обычно крупные коммунальные предприятия, строительные компании и торговые дома образуют консорциумы, которые подают заявки на реализацию проектов в области ветроэнергетики. Ито заявил, что PowerX попытается присоединиться к такому консорциуму после того, как его первое судно для транспортировки энергии продемонстрирует свою жизнеспособность.

Однако неясно, сможет ли бизнесмен убедить традиционных и авторитетных игроков в том, что его подход заслуживает внимания.

Также неясно, дешевле ли обойдется перевозить электроэнергию судами, чем передавать по подводным линиям. По словам Ито, суда PowerX будут иметь конкурентное преимущество перед кабелями, потому что вспомогательные сооружения для подводных кабелей также можно будет упростить. Но его аргумент о преимуществах по затратам еще не подтвержден надежными оценками, поскольку общая стоимость строительства, укомплектования персоналом и эксплуатации корабля для транспортировки энергии — и оснащения его батареями — неясна.

Когда плохая погода или другие условия не позволяют судам работать, коэффициент использования ветряных электростанций будет снижаться. Серьезные перебои в эксплуатации кораблей могут в итоге потребовать экстренной прокладки подводных кабелей с огромными дополнительными затратами.

Руководитель ветряной электростанции скептически относится к плану PowerX. «Использовать кабели будет намного проще, — сказал он, — Я не уверен, будет ли это работать как жизнеспособный бизнес».

Стоимость строительства первого пробного судна оценивается как минимум в 2–3 млрд иен (18–26 млн долларов). Еще дороже обойдется строительство нескольких кораблей специального назначения.

Первоначально PowerX планирует привлечь около 10 млрд иен. Компания ведет переговоры с крупными судостроителями, автопроизводителями, крупными компаниями, занимающимися недвижимостью, и торговыми домами о возможных инвестиционных и деловых альянсах.