Русские вдохнули в проект гуманизма новые силы — Кургинян
Великая Октябрьская революция 1917 года дала миру возможность двигаться по пути веры в восхождение человека, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 27 декабря в эфире программы «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».
Философ отметил, что в Новое время, в эпоху Модерна властвовал буржуазный гуманизм, который заявлял, что человеку нужно быть рациональным для того, чтобы развиваться и восходить. В рамках этого подхода существовало представление, что человек будет всё делать разумно и из-за этого будет восходить быстрее, чем в предыдущие эпохи. Первая мировая война стала крахом этой концепции.
«Говорили-говорили, что мир объединяется, и, действительно, к 1913 году глобализация была выше, чем в 1908-м. Говорили всё, говорили, говорили, говорили, потом — ба-бах! — непонятная, кровавая, чудовищная война. Боже мой, так куда же мы шли?» — описал ситуацию Кургинян.
Мыслитель напомнил, что к тому моменту романтики уже критиковали капиталистическое общество, как крайне несправедливое. Заявлялось, что оно топит все ценности «в холодной воде эгоистического расчета», отметил Кургинян, процитировав «Манифест коммунистической партии».
«А тут еще увидели войну: „Боже, что делать, как всё ужасно“. Тут русская революция, вот! Все идеалы будут воплощать русские на новой основе, они добавят к политической демократии социальную, это будет еще что-то совсем новое», — рассказал Кургинян.
С Советским Союзом находили общий язык буржуазные антифашистские силы. Томас Манн говорил, что «на почве воли к улучшению человечества мы, буржуазия, можем объединиться с Советами».
«Рузвельт так объединялся, не говорю о Гопкинсе и других его сторонниках, которые вообще боготворили эту советскую систему. Неважно, мы будем идти в этом двуединстве, и мы там будем двигаться куда-то к невероятным этим высотам», — отметил философ.
Кургинян указал на то, что спор о том, какой путь гуманизма правильный — через частную собственность или через социальное равенство, имел более узкий характер, главным был вопрос о гуманизме.
«Большевики говорили „новый гуманизм, новый человек“. Всё равно мы молимся человеку и гуманизму. Было сказано: „Из царства необходимости в царство свободы“, „в царство свободы дорогу грудью проложим себе“», — напомнил философ.
Мыслитель указал, что необходимостью можно считать любую закономерность. «А что такое свобода? Это мир подлинной истории. Это мир, когда уже нами правят не интересы, а правит единый светлый идеал возвышения человека. Он носит космический характер», — подчеркнул Кургинян.
И такой подход был единым во всем мире. «Единственное, что здесь я хочу всё время передать, что мы жили на одном дыхании, на одной страсти», — отметил философ. Он подчеркнул, что без такого подхода не могло быть никакой науки в современном понимании, никакой культуры и никакого «ощущения человеческого смысла существования».
Без этого ощущения подхода нет понятия об истории, куда она направлена, куда она движет. А с таким взглядом на человека возникает «единство людей религиозных, которые считали, что этим всем управляет Бог». «И единство людей атеистических, которые заменяли веру в Бога, веру в человека и поэтому никакими атеистами не были по существу», — подчеркнул Кургинян.
Напомним, в передаче обсуждался крах гуманистического проекта, который ставил во главу угла развитие человека.