1. Культурная война
ИА Красная Весна /
Фильмография Караченцова насчитывает более сотни работ

Николай Караченцов — актер бесконечного обаяния. Биография

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Николай Караченцов
Николай Караченцов

27 октября исполнилось 75 лет со дня рождения одного из самых любимых и, пожалуй, самого обаятельного среди российских актеров конца XX века Николая Петровича Караченцова.

Будущий знаменитый актер родился в 1944 году в Москве. Его отец Петр Яковлевич Караченцов был известным в России художником-иллюстратором, а мать Янина Евгеньевна Брунак — известным балетмейстером, чьи постановки шли на сценах крупнейших театров СССР и за рубежом. Вероятно, это и определило то, что жизнь Николая будет тем или иным способом связана с искусством.

Сперва маленький Николай хотел стать артистом балета, однако мать Янина Евгеньевна, хорошо знакомая с жестоким характером этой профессии, помешала этому. В старших классах школы Николай стал активно интересоваться театром, занимался в театральной студии при Центральном детском театре, как многие советские школьники активно участвовал в школьной самодеятельности — и это определило его судьбу.

В 1963 году Николай с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ на курс Виктора Монюкова. Учился Николай хорошо и в 1967 году в числе 10 лучших учеников был направлен по распределению в театр имени Ленинского комсомола (будущий Ленком), где в это время фактически заново создавалась труппа.

Первым по-настоящему крупным театральным успехом Николая Караченцова стала роль Тиля Уленшпигеля в комедии Григория Горина «Тиль». Яркий актерский дуэт Караченцова и Инны Чуриковой позволил спектаклю продержаться на сцене почти 20 лет.

Караченцов не имел специального музыкального образования, но в театре ярко проявилась музыкальность его таланта. В 1976 году состоялась премьера рок-оперы Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где Караченцов исполнил сразу две роли — Смерти и Главы рейнджеров. Спектакль оставался в репертуаре театра на протяжении 17 сезонов и неизменно пользовался большим успехом у публики.

Самой известной театральной ролью Николая Караченцова стал образ Николая Резанова в другой рок-опере Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», которая была поставлена на сцене театра имени Ленинского комсомола в 1981 году. С этим спектаклем Караченцов вместе с театром с успехом гастролировал во многих странах мира.

Первый успех в кино пришел к Николаю Караченцову почти одновременно с успехом в театре. В 1975 году на телеэкраны Советского Союза вышел двухсерийный фильм «Старший сын», по драме Александра Вампилова, где актеру пришлось сыграть сложный и неоднозначный характер — молодого парня Владимира Бусыгина.

Фильмография Караченцова насчитывает более сотни работ: маркиз Рикардо из комедии «Собака на сене», лейтенант Орлов из драмы «Батальоны просят огня», бандит Урри из «Приключений Электроника», ковбой Билли Кинг из комедии «Человек с Бульвара Капуцинов». Однако, вероятно, самой запоминающейся стала роль в трагикомедии «Белые росы», где Караченцов создал по-настоящему народный образ сельского механизатора и гармониста Василия Ходоса.

Николай Караченцов был признанным мастером дубляжа и озвучивания. Именно его голосом с наших экранов чаще всего говорит известный французский актер Жан-Поль Бельмондо и персонажи многих мультфильмов.

Многочисленные заслуги Караченцова перед советским искусством отмечены многими престижными наградами. Среди них звания Заслуженного и Народного артиста РСФСР, ордена Почета и «За заслуги перед отечеством». В 2002 году Николай Караченцов был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

В 2005 году актер попал в тяжелую автокатастрофу, что практически поставило крест на его профессиональной деятельности. Николай Петрович Караченцов скончался 26 октября 2018 года, не дожив всего один день до своего 74-летия.