Пермский композитор предложил модель развития театра оперы без Курентзиса

Изображение: © ИА Красная Весна
Пермский театра оперы и балета
Пермский театра оперы и балета
Пермский театра оперы и балета

Свои предложения относительно развития пермского театра оперы и балета представил известный композитор Пётр Куличкин в ходе заседания гражданского комитета «В защиту культурного наследия», 23 августа передает корреспондент ИА «Красная Весна».

После того, как художественный руководитель театра, дирижер Теодор Курентзис со скандалом разорвал контракт, встал о вопрос о том, как театр будет существовать в дальнейшем. В ходе заседания комитета была обсуждена ситуация с уничтожением репертуарного театра в Перми. Вместе с тем репертурный театр, по мнению деятелей кульутры, необходим для приобщения широких слоев населения к высокой музыкальной культуре и самого сохранения такой культуры в городе.

По мнению Петра Куличкина, во главе театра весьма желателен такой художественный руководитель, который осуществлял бы развитие театра подобно тому, как занимался Симфоническим оркестром Новосибирской филармонии его основатель, художественный руководитель и главный дирижер Арнольд Кац (со дня основания оркестра в 1956 году до своей смерти в 2007-м). У него была эффективная стратегия развития оркестра, долгосрочный план, направленный на то, чтобы оркестр играл всё лучше и лучше: «Это и планирование репертуара минимум на несколько сезонов вперёд, и кадровая политика и многое другое. 5000 концертов за 50 лет (то есть примерно 50 концертов в сезон или 5 концертов в месяц, не считая многочисленных записей), — это огромная работа, требующая от дирижера постоянных усилий, высокой квалификации и, конечно, умения планировать, возможно даже, на десятилетия вперед». Несмотря на то, что сегодня не так просто найти музыканта подобного уровня, для выживания театра, считает Пётр Куличкин, необходимо воспроизвести именно такой стиль художественного руководства.

«Пермский (а впрочем, не только пермский) опыт последних лет показал, что бесконтрольная власть художественного руководителя ни к чему хорошему не приводит. Здесь дело не только в социальной незащищенности артистов (чья зарплата нередко зависит исключительно от личных симпатий маэстро и не может контролироваться законными способами). Произвол худрука-интерпретатора в музыкальном театре еще нередко вступает и в серьезное противоречие с авторским текстом композитора, со смыслом музыки. Все чаще встречаются примеры, когда композиторский замысел подменяется полной противоположностью. Разумеется, здравомыслящий композитор будет, как минимум, опасаться сотрудничать с таким театром. И если ничего не изменится, то в современном контексте опера утратит свои позиции „большого“, серьезного симфонического жанра. А при дальнейшем развитии событий по этому сценарию даже оперные шедевры прошлого будут восприниматься как своего рода „музейные экспонаты“, подобно тому как мы сейчас воспринимаем, скажем, мотеты, мадригалы или русские партесные концерты», — заявил композитор.

Пётр Куличкин готов приложить и свои творческие усилия с тем, чтобы помочь театру: «Безответственное художественное руководство Пермским оперным театром привело его к проблеме острого „репертуарного голода“, связанного с беспрецедентным за последние десятилетия сокращением оперных спектаклей. Как композитор, я готов внести свой вклад в решение этой проблемы. Например, у меня есть три одноактных оперы (поставленные в Москве), которые в Перми никогда не исполнялись: „Черное окно Даниила Хармса“, „Сальери и Моцарт“ (по маленькой трагедии А.С. Пушкина) и „Возвращение Колобка“ (по мотивам русской народной сказки и пьесы Олега Митрофанова). Я был бы рад познакомить с ними пермскую публику, если за постановку возьмутся музыканты, которые к написанному композитором относятся серьезно, как это принято в цивилизованном музыкальном мире. Но не настаиваю. Моя важнейшая, приоритетная задача сейчас — закончить Поэму для хора и оркестра на стихи Владимира Радкевича „Камский мост“. Я надеюсь, что в этом сочинении мне удастся выразить нечто важное, что принесет всем нам определенную пользу».

Пётр Куличкин призвал и других деятелей культуры представлять свои соображения, предлагать планы и концепции развития пермского оперного театра и музыкальной политики Пермского края в целом.

Изображение: © ИА Красная Весна
Руководитель хора
Руководитель хора «Млада» Ольга Выгузова и композитор Пётр Куличкин
КуличкинПётркомпозиториВыгузоваОльга«Млада»хораРуководитель

Напомним, пермский гражданский комитет «В защиту культурного наследия» организует альтернативную экспертную среду, готовую отстаивать ценности патриотизма, духовности, морали, и объединяет заслуженных и известных работников культуры, образования и науки, общественных активистов. Председателем комитета является секретарь Союза писателей России Игорь Тюленев. В ходе учредительного съезда организации его участники провозгласили: «Деятели культуры не имеют права следовать сложившимся тенденциям на опрощение, опошление, осквернение отечественной культуры. Мы имеем не только право, но и обязанность сохранять и восстанавливать высокую культурную норму, жестко требовать от государства содействия этому процессу, а от отдельных деятелей культуры — соответствия».