Журналисты еще раз поупражнялись в жанре «хайли-лайкли»

Французский телеканал обвинил Россию в попытке очернить вакцину Pfizer

Джованни Больдини. Сплетни. 1873
Джованни Больдини. Сплетни. 1873

За попытками запустить информационную кампанию для дискредитации антиковидной вакцины Pfizer-BioNTech может стоять российское пиар-агентство, 24 мая сообщает сайт французского новостного телеканала LCI.

Материал, подписанный журналисткой Фелисией Сидерис (Felicia Sideris), имеет форму журналистского мини-расследования. Он начинается с информации о том, что начиная с 20 мая «несколько инфлюенсеров с научными профилем» сообщили в социальных сетях об обращении к ним некоего агентства с предложением распространить «за плату» статьи, дискредитирующие немецко-американскую вакцину. Среди таких адресатов назван ютубер Лео Грассе (Léo Grasset), имеющий более миллиона подписчиков и заявивший, что он получил «предложение о сотрудничестве» с «колоссальным» бюджетом, которое заключается в том, чтобы «раздолбать вакцину Pfizer на видео».

К материалу приложен соответствующий скриншот. Далее автор, задавшись вопросом «кто стоит за этими предложениями?», начинает свое «расследование» со скриншотов электронной переписки двух адресатов с предложившей сотрудничество фирмой, из которых выясняется, что последняя именуется Fazze.

После поиска в интернете LCI выяснил, что речь идет о «на первый взгляд вызывающей доверие» платформе, предлагающей рекламодателям и блогерам связываться друг с другом.

LCI «удалось получить» от одного из инфлюенсеров «предложение о сотрудничестве», и бриф, отправленные по электронной почте. Переписка велась на французском языке и содержала множество ошибок, как синтаксических, так и юридических (скриншоты текстов прилагаются). Например, агентство не пожелало раскрыть имя заказчика, что запрещено во Франции.

Бриф (краткое изложение задачи) написан «на ломаном английском языке, что удивительно для агентства, расположенного в Лондоне», — пишет журналистка LCI. По ее словам, «из него ясно, что целью является очернение вакцины, а также — что еще более серьезно — европейских правительств».

Ютубер должен сообщить о сопоставимости смертности от вакцин Pfizer, AstraZeneca, а затем обвинить «основные СМИ» в сокрытии этого вопроса. После этого он должен призвать каждого «сделать выводы самому», что, по утверждению журналистки, «весьма распространено в конспирологическом мышлении».

LCI удалось установить юридический адрес компании: 5 Percy Street в Лондоне. При помощи Google Maps легко определить, что в этом месте находится центр лазерной эпиляции. При этом, согласно companieshousedata, по этому адресу зарегистрировано или было зарегистрировано 177 предприятий, но Fazze среди них нет и она даже не фигурирует в реестре компаний, зарегистрированных в Великобритании.

Наконец журналистка прочесывает социальные сети и обнаруживает, что в профиле LinkedIn агентства указаны четыре сотрудника, двое из которых учились в Сибирском государственном университете путей сообщения, и что все сотрудники ранее работали в одной компании — AdNow International. Несколько кликов позволяют установить, что Fazze.com «является частью холдинга AdNow International», основанного российским предпринимателем Владимиром Башкиным и имеющего офис в Москве.

LCI попытался связаться с Fazze и с AdNow International, но «не смог получить ответ сразу». Профили сотрудников в LinkedIn, включая профиль руководителя маркетинговых операций Fazze, были удалены в течение дня.

Расследование журналистки LCI заканчивается следующим рассуждением:

«Помимо сомнительности агентства и его сотрудников, вопросы вызывает и [его] предложение. Используемые аргументы и риторика напоминают другую коммуникационную стратегию, которая в настоящее время очень широко представлена в социальных сетях. Это [пиар стратегия] российской вакцины „Спутник V“. Пустившись несколько месяцев назад в настоящую вакцинную дипломатию, российская лаборатория делится на своем официальном аккаунте информацией, направленной на дискредитацию конкурентов. И она постоянно хвалит свой собственный продукт.

Хоть сходящиеся слагаемые и дают основания думать, что за этим лоббированием против Pfizer может стоять Москва, то ничто пока не позволяет вынести окончательное заключение. Ни Pfizer, ни Sputnik V не были доступны для прояснения этой беспрецедентной ситуации»

Напомним, LCI на сегодняшний день является вторым по значимости информационным телеканалом во Франции. Даже не проверяя информацию, представленную в материале LCI, из самого стиля ее изложения ясно, что журналисты канала еще раз поупражнялись в жанре «хайли лайкли».

Грустно, что уважаемый на первый взгляд канал относится к своим зрителям настолько неуважительно, что может не моргнув глазом заявить, что «делать выводы самому» является сомнительной практикой людей, склонных к «конспирологическому мышлению».

Комментарий редакции