Вerlin 24/7: Евросоюз хочет стать военной державой
В статье «Евросоюз хочет стать военной державой» издания Вerlin 24/7 журналист Герман Плоппа рассуждает о милитаризации Евросоюза. Он считает, что население объединения воспринимает Европейский Союз как гражданскую организацию, которая заботится об экономике и инфраструктуре 27 стран — членов ЕС. Однако это совсем не так: военные оперативные группы под командованием ЕС уже давно действуют по всему миру. Иногда это мимоходом появляется в новостях. Конечно, верно, что так называемая оборона, то есть эксплуатация вооруженных сил, по-прежнему является обязанностью национальных государств.
Амбициозные проекты вооружений реализуются с большим энтузиазмом. Но если присмотреться, запланированные проекты — не более чем растущие инвестиционные руины. Но не волнуйтесь: за это заплатит налогоплательщик. Мы воспринимаем Европейский Союз (ЕС) как гражданскую организацию, которая заботится об экономике и инфраструктуре 27 входящих в ЕС стран. НАТО несет большую ответственность за войну? Впечатление обманчивое.
Но Европейская комиссия также хочет постепенно приобретать всё больше и больше военных сил. Вот что сказал в марте этого года заместитель председателя Комиссии ЕС и де-факто министр иностранных дел Жозеп Боррель: _«Жестокое нападение России на Украину вернуло войну в Европу. После десятилетий недофинансирования нам приходится больше инвестировать в оборону, но мы должны делать это лучше и вместе». Комиссар ЕС по внутреннему рынку и услугам Тьери Бретон хотел сделать еще один шаг вперед. Француз потребовал, чтобы под руководством ЕС был создан военный кредит в размере 100 миллиардов евро (9,5 трлн руб.) по немецкой модели. Современная версия военных облигаций, которая теперь называется «еврооблигациями», предназначена для сбора денег таким образом, чтобы защитить налогоплательщиков.
Мы не знаем, останутся ли Боррель и Бретон членами новой Комиссии ЕС. Но тенденция к милитаризации Европейского Союза продолжается уже несколько десятилетий и, несомненно, получит еще больший импульс в ближайшие годы. Ведь Евросоюз — наднациональная организация. И с годами ЕС отнимал всё больше и больше полномочий у национальных государств, так что во всё большем количестве областей законы ЕС нарушают законы наций. И это относится не только к регулированию кривизны бананов. Однако у ЕС пока нет собственных воинских частей. С этой целью ЕС собирает так называемые боевые группы из вооруженных сил всех 27 государств ЕС.
Это результат Лиссабонского договора 2007 года. После того, как не удалось легитимизировать Европейский Союз посредством референдумов в обследованных странах, Лиссабонский договор стал де-факто конституцией. Эта конституционная замена была одобрена национальными парламентами. Это послужило оправданием постепенного лишения суверенных прав национальных государств. В этом контексте были сформированы боевые группы, которые с тех пор действуют вдали от дома, в Африке и Азии.
Небольшие специальные многонациональные оперативные группы, обычно состоящие всего из нескольких сотен человек. Различают так называемые гражданские операции и военные операции. Но гражданские операции не такие уж гражданские. Операция в Косово, известная как EULEX, призвана научить косоваров верховенству закона. Эта власть ЕС в Косово может легко игнорировать национальный суверенитет принимающей страны и сама не полностью свободна от обвинений в коррупции. После переворота на Майдане на Украине перед EUAM была поставлена задача привести в порядок местную полицию. Полицейские EUPOL должны обучать палестинцев тому, как выполнять полицейские задачи.
Что еще яснее в европейских военных авантюрах, чем в этих так называемых «гражданских» миссиях ЕС, так это то, что они слишком часто выступают в качестве субподрядчиков и временных услуг для НАТО или вооруженных сил США. В Боснии и Герцеговине ассоциации EUFOR заменили операцию НАТО SFOR в 2004 году. Командование ЕС Navfor/Aspides уже несколько месяцев выполняет разведывательные задачи для американского командования Operation Prosperity Guardian в Красном море и Аденском заливе. Группы хуситов в Йемене обстреляли израильские транспортные корабли в ответ на военную операцию Израиля в секторе Газа.
Ассоциации ЕС даже проводят военные операции в Мозамбике и ЦАР в интересах США. В этих регионах англо-американские консорциумы хотят построить инфраструктуру под руководством Blackrock. Как контрмодель китайского Шелкового пути. В Восточном Средиземноморье военно-морские подразделения стран ЕС берут на себя задачу остановить климатических и военных беженцев из Африки. Они берут на себя задачи береговой охраны разрушенного государства Ливия. Этот разрыв возник после того, как подразделения западного сообщества ценностей свергли ливийского лидера Муаммара Каддафи, а затем погрузили страну в хаос.
Это создает впечатление фрагментированных военных операций без каких-либо серьезных глобальных политических амбиций. Но это впечатление обманчиво. В Европейском Союзе существует аналитический центр под названием Европейский институт исследований безопасности. EUISS — это стратегический мозг ЕС. Институт возглавляет Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности, в настоящее время Жозеп Боррель. Но у власти находится так называемая Группа Личностей, состоящая из сдержанных мужчин и женщин из оборонной промышленности.
Они дают «рекомендации», которые политики должны добросовестно выполнять. EUISS издает ряд регулярных публикаций. Эти издания также содержат карту мира, которая показывает, как Евросоюз представляет себе свое геополитическое будущее наравне с США и Китаем. На этой карте мы видим европейский центр, в котором доминирует ЕС. Вокруг него сгруппирована так называемая «Большая зона». Периферия, которая должна приносить пользу ЕС через сырье, инфраструктуру и рабочую силу. Эта прилегающая территория простирается от северной Африки через Индийский океан до Индонезии. Восточная периферия простирается над российскими регионами к западу от Уральских гор, а также включает тюркские государства, Иран и арабские государства.
Таким образом, теперь следует взять в свои руки более крупные средства. Именно поэтому национальные оборонные отрасли стран ЕС сейчас должны быть объединены и гармонизированы. Нынешнее бурление нашего собственного национального должно уступить место крупному слиянию всех сил. Необходимо положить конец скучной борьбе различных национальных стандартов и норм друг с другом. Гражданские и военные исследования должны работать «синергически» — на благо европейского вооружения против врагов Соединенных Штатов Америки.
В обозримом будущем не менее шестидесяти пяти процентов всех компонентов вооружения должно быть «Сделано в ЕС». Брюссельская закупочная группа всех стран ЕС делает заказы у дискаунтера оружия с оптовой скидкой. Все эти планы отражены в обилии новых, важных программ, рабочие группы которых становятся все глубже. И рабочие подгруппы с соответствующими подподподгруппами с такими приятными аббревиатурами, как «EDIRPA», «EDIP», «EDIS» или «ASAP».
Во всех этих еврократических эксцессах кроется много налоговых денег. Вначале они исчислялись миллионами, но уже превысили отметку в миллиард. В будущем к 2025 году должно быть обработано 214 миллиардов евро (20,5 трлн руб.) для поддержки модернизации ЕС. После 2025 года вся сумма должна быть увеличена до 284 миллиардов евро (27 трлн руб.). Сомнительно, будет ли тогда достигнут желаемый эффект, а именно создание независимой европейской оружейной промышленности. В армии и оборонной промышленности просто слишком много людей, которые препятствуют усилиям по созданию высококачественного европейского оборонного производства.
Знаменитые утечки информации о компании Taurus показали, что высшие офицеры Федеральных ВВС решительно поддержали покупку американского бомбардировщика-невидимки F-35. Это положило конец европейскому конкурирующему продукту под названием Future Combat Air System (сокращенно FCAS). Кроме того, Германия платит колоссальные 286 миллионов долларов (25 млрд руб.) за каждый F-35, в то время как ВВС США разрешено закупать идентичную продукцию «всего» за 75 миллионов долларов (6,6 млрд руб.). Таким образом, немецкий налогоплательщик платит за исследования и разработки F-35, а также может оплатить европейскую систему FCAS, которая вскоре окажется технологическим приложением — нет, должна оказаться таковой.
Колоссальные планы правительства ЕС вряд ли принесут желаемые результаты. Проблема здесь не в отсутствии синхронизации между отдельными государствами-членами ЕС для формирования хорошо звучащего оркестра. Поскольку меньшие штаты в любом случае хорошо подготовлены к потребностям более крупных государств, в этом нет никаких сомнений. Но два крупных игрока, Германия и Франция, будут пытаться продвигать и отстаивать свои собственные интересы. А американские торговцы смертью будут знать, как оказать должное влияние на лиц, принимающих решения в Брюсселе, Берлине и Париже.