1. Классическая война
  2. Вооруженные силы Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Япония заложила рекордные средства на создание истребителей 6-го поколения

Изображение: U.S. Air Force photo by Senior Airman Kristine Legate
Полет F-35 на тренировке перед авиасалоном 2020 года в Оушен-Сити, штат Мэриленд, 14 августа 2020 г.
Полет F-35 на тренировке перед авиасалоном 2020 года в Оушен-Сити, штат Мэриленд, 14 августа 2020 г.

45 миллиардов долларов США на создание истребителей 6-го поколения планирует потратить Япония, сообщает 12 января специализированный англоязычный сайт Defence Review Asia.

Анализируя оборонный бюджет Японии на новый финансовый год, который будет рекордно высоким, издание проводит анализ наиболее затратных статей его расходов.

Основными задачами Японских сил самообороны аналитики сайта видят сдерживание Китая. Это потребует усиления как подводных лодок японских морских сил самообороны, так и служебных сил флота. Но главной задачей экспертам видится разработка 6-го поколения истребителей, предназначенных для захвата превосходства в воздухе.

Работы по этому проекту шли «сдержанно в течение нескольких лет, но предварительное проектирование планируется завершить в ближайшие два месяца» — и, возможно, поэтому Япония станет первой страной, где будет создан такой истребитель.

45 миллиардов долларов США, заложенные на разработку нового самолета, могут оказаться только первым вкладом в проект, и потребуется дальнейшее финансирование.

При этом в то же время Япония станет крупнейшим за пределами США пользователем американских F-35 Lightning II, так как ей будет закуплено 157 таких самолетов. Однако перед Токио стоит несколько взаимосвязанных проблем: быстро растущий и агрессивный Китай, оснащенный многочисленными современными самолетами, и стареющий на этом фоне авиапарк Японии. Особенно настораживают 98 штук F–2, которые «выйдут на пенсию» в начале следующего десятилетия.

Япония уже давно проявляет интерес к приобретению истребителей-перехватчиков F-22, однако США последовательно отказываются от их экспорта. В любом случае, этот самолет уже десять лет как не производится, и поэтому необходимо рассмотреть другие решения. Можно было бы заказать еще больше F-35, но Япония всегда хотела чего-то с большей дальностью и большей полезной нагрузкой — особенно учитывая потенциальное столкновение с Китаем вокруг отдаленных островов Сенкаку.

Пока эта часть уравнивания возможностей обеспечивается парком F-15J, который будет подвергнут серьезной модернизации при содействии Boeing. Однако это не самолеты-невидимки, и в любом случае они также достигают границ потенциального роста.

В идеале японские военные хотели бы иметь что-то похожее на планер F-22 с увеличенной дальностью полета и возросшей полезной нагрузкой, но со всеми датчиками, каналами передачи данных и вычислительной мощностью более современного F-35. В предельно упрощенном описании именно так будет выглядеть японский самолет 6-го поколения F-3.

Это будет скрытный, двухконтурный боевой самолет дальнего радиуса действия, оптимизированный для выполнения задач по захвату господства в воздухе. Он сможет нести шесть ракет класса воздух-воздух по сравнению с четырьмя у F-35. F-22 имеет двухмерное векторирование тяги-вверх и вниз — в то время как F-3 будет иметь трехмерное векторирование тяги, аналогичное тому, что имеют передовые российские боевые самолеты и которое полностью отсутствует у F-35s. Он будет иметь собственные каналы передачи данных и массив активного электронного сканирования, а также потенциально конформные матрицы по всей или части поверхности самолета для расширенных возможностей радиотехнической разведки / РЭБ.

Разработанный японцами турбовинтовой двигатель лишь немного уступает по мощности Pratt & Whitney F-119s F-22, но он меньше, может выдерживать более высокие температуры и вырабатывать намного больше энергии, чем американский. Совместно разработанный IHI и Министерством обороны Японии, XF-9-1 сочетает высокую производительность с меньшим объемом и поперечным сечением, что означает улучшение радиолокационного сечения и в то же время позволяет разместить больше вооружения.

В то же время F-3 должен быть полностью совместим с F-35 — непростая задача, облегчаемая тем обстоятельством, что главный подрядчик этой программы Mitsubishi Heavy Industries имеет в качестве технологического партнера Lockheed Martin. Хотя необходимо будет преодолеть проблемы интегрированной системы доступа и поиска на местности, которые могут быть решены благодаря тесному американо-японскому союзу, который вполне может быть еще более укреплен путем принятия Японии в альянс Пяти глаз.

Первый опытный образец истребителя планируется поднять в воздух в 2024 году, а серийное производство начнется в 2028 году. Если все пойдет по плану, то, похоже, Япония окажется в авангарде развития боевых самолетов. Пока рано прикидывать экспортный потенциал F-3, тем более что японские боевые платформы, как правило, очень дороги.